Общества живописцев начала ХХ века. "Бубновый валет"

На рубеже 1910-1911 гг. появляется новая группировка, которую образовали активные художники. "Бубновый валет" – так она называлась. В составе известных живописцев П. Кончаловского, И.Машкова, А. Лентулова, А. Куприна, Р. Фалька это общество просуществовало до 1916 года. В дальнейшем эти деятели стали известными мастерами русского искусства. "Бубновый валет" – объединение, которое при наличии своих выставок, сборников статей, устава повлияло на становление и развитие советского искусства начала ХХ в. Далее в статье выясним, как проходила работа группы, какие направления в живописи затрагивались.

бубновый валет

Протест против импрессионизма

Какие цели преследовало общество? Первоочередной задачей создателей группы "Бубновый валет" являлось преодоление импрессионизма во всех его видах. Это направление - исходная точка творческого развития и в то же время метод, с помощью которого живописцы заявляли о себе и своей работе. Представители "Бубнового валета" выражают недовольство состоянием дел в советском искусстве: они яростно борются со стилизмом "Мира искусства", психологизмом живописи "Голубой розы", отвергая все то, что связано с таинственностью и недосказанностью в творчестве. Недовольство молодых живописцев тем, как обстояли дела в искусстве того времени, имело под собой основу: царизм в России достиг своего пика, ярко проявившись в период революции (1905-1907 гг.) и в годы реакции (1907-1910 гг.).

Противопоставление "Голубой розе"

Противопоставляя свои тенденции символизму "Голубой розы", "Бубновый валет" (художественное объединение) прикладывает усилия к решительному выражению движения от сосредоточенности на личностных ощущениях. Создатели общества стремятся к тому, чтобы обрести устойчивость зрительного образа, полнозвучие красок, конструктивную логику построения картины. Отвергая пространственность и утверждая предметность и предмет, представители направления "Бубновый валет", таким образом, выделяют свое кредо в становлении советского искусства.

бубновый валет художественное объединение

Значимость жанра натюрморта

Натюрморт как основной вид живописи выходит на передний план. Художник Машков (1881-1944), один из основателей группы, ярко и образно воплотил в своих произведениях искусства спорные задачи творческой работы "Бубнового валета". Картина этого живописца "Синие сливы" - своеобразный девиз направления. Вид изображенных фруктов, уложенных в устойчивую, неподвижную, выразительную композицию, создаёт видимость замирания посередине перехода: сырое вещество богатых красок не успело перейти в настоящий цвет натуры. Художник сопоставим с ремесленником, делающим вещи. Живописец, пишущий картину-вещь, сближается с народным творчеством. "Бубновый валет" – художественное объединение, благодаря которому к жанру натюрморт, способному передать иное содержание, созвучное противоречивой современности, вернулось значение высокого искусства.

бубновый валет объединение

Кубизм в картинах

Властвовавший в первое время у живописцев "Бубнового валета" культ декоративизма расходился с живописью Сезанна. Картины мастеров имели слабые скульптурные ощущения формы. Стремясь акцентировать внимание на материальности предметов, художники больше внимания уделяли изображению массивности предмета, а пространство в этот момент выглядело размытым и нечетким. Справиться с подобной трудностью помог кубизм - течение живописи, рекомендованное Сезанном. Именно он предложил при помощи геометрических форм - куба, конуса, шара - мысленно анализировать сложные формы, приближая их к фигурам. "Бубновый валет" в своей работе прибег к помощи этого приема. Кончаловский (1916) своей картиной "Агава" демонстрирует вариант изучения опыта этого направления. Это один из способов, анализирующих пространственные отношения. Предметы в изломанной, деформирующейся форме выкристаллизовываются из пространства картины, мыслящегося как некоторый предмет. Вещи завоевывают окружающее пространство, выталкивая его. Это привносит ощущение драматичности. Вещи, отдаленные, враждебные по отношению к человеку, защищают завоеванное место.

художники бубновый валет

Футуризм в творчестве

С середины 1910 гг. совместно с кубизмом в качестве важного компонента стиля "Бубновый валет" начинает использовать футуризм. Это известное направление возникло в Италии. Шествуя в ногу с эпохой научно-технической революции, это течение подталкивало к внедрению индустриальных ритмов в произведения художников. С помощью приема "монтаж" передается вид единичных или сгруппированных предметов или их частей, которые взяли как будто с разных точек обзора и в разное время. Объект, движущийся спонтанно, способный к причудливым видоизменениям, переносит на себя движение субъекта (зрителя). Картины-панно А.В. Лентулова (1882-1943) "Звон" (1915) и "Василий Блаженный" (1913) заключают в себе пример эффектного сочетания кубического "сдвига" форм и расслоения пространственных планов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.