Творческий союз «Голубая роза» возник в начале 20 столетия, в те годы, когда большой популярностью пользовалось такое направление в искусстве, как символизм. Костяк составили художники Петр Уткин, Павел Кузнецов, скульптор Александр Матвеев. Вскоре появились и другие участники. Художникам-символистам в Советском Союзе делать было нечего, тем не менее большая часть членов «Голубой розы» после революции осталась в России. А некоторые из них внесли вклад в развитие отечественной скульптуры и живописи.
Предыстория
В начале XX столетия имена французских символистов Анри Фантен-Латура, Поля Серюзье, Пьера Пюви де Шаванна были всемирно известны. В России это направление было еще мало развито. Представители «Голубой розы» считали своим предшественником Михаила Врубеля. Творчество этого художника было близко к символистам: его полотна привлекали красочностью, тонкостью палитры, стремлением к изображению нереального мира. Однако непосредственное влияние на формирование творческого объединения оказал В. Борисов-Мусатов. Образы на его полотнах окутаны некой дремотой, персонажи обитают в мире покоя.
Борисов-Мусатов родился в Саратове, в юности уехал в Париж, но нередко наведывался в родной город. В девяностые годы XIX столетия он познакомился с Павлом Кузнецовым, Александром Матвеевым, Петром Уткиным. Борисов-Мусатов, будучи опытным живописцем, преподал начинающим художникам несколько уроков символизма и экспрессионизма.
Все трое вскоре уехали в Москву, где поступили в Училище живописи, ваяния и зодчества. То есть основателями объединения «Голубая роза» стали уроженцы Саратова и выпускники учебного заведения, которое в дореволюционной России считалось одним из лучших. В годы учебы молодые художники сблизились и с другими живописцами, ставшими впоследствии членами творческого союза.
"Алая роза"
За три года до основания творческого объединения прошла выставка картин Уткина и Кузнецова. Правда, здесь были и полотна других живописцев, в том числе Борисова-Мусатова и Врубеля (таким образом устроители выставки подчеркивали влияние мастеров на их творчество).
Выставка называлась «Алая роза». Откуда взялось такое название, неизвестно. Этот цветок в разное врем вдохновлял и романтиков, и символистов. Через несколько лет прошла еще одна выставка, которая уже называлась так же, как и объединение, основанное Кузнецовым, Уткиным и Матвеевым.
Почему роза?
Голубой нил - сорт роз, выведенный в конце прошлого столетия. К слову, лепестки такой розы не синие, а нежно-сиреневые. На европейских просторах не произрастают цветы насыщенного синего цвета, если не считать комнатную фиалку. Голубую розу вывели только в 2004 году. Все, что встречалось ранее - всего лишь цветы, окрашенные по особой технологии.
Описание голубой розы приводить здесь не будем. Скажем лишь, что цветок этот поэтами воспринимался как символ недостижимого идеала. «Голубая роза» - объединение художников, изображавших на своих полотнах (на раннем этапе творчества) абстрактные образы. Были бы они приверженцами реализма, назвали бы свой союз иначе.
Раннее творчество основателей «Голубой розы»
На фото ниже - репродукции картин Уткина и Кузнецова. Но в основном это полотна, созданные после основания творческого объединения. Художников связывала многолетняя дружба. Они не раз работали над общими проектами по оформлению частных домов и театральных постановок. От Борисова-Мусатова молодые художники заимствовали пастельно-розовые и серо-голубые дома, от него они узнали о последних тенденциях в искусстве и принципах модного в то время символизма.
Другие художники
Члены творческого объединения, с которыми основатели познакомились в годы учебы, - Николай Сапунов, Мартирос Сарьян, Сергей Судейкин, Анатолий Арапов, Николай Крымов, Василий и Николай Милиоти, Николай Феофилактов, Иван Кнабе. Некоторое время с "Голубой розой" сотрудничал и Кузьма Петров-Водкин. Однако он так и не стал ее участником.
Первое время художники трудились преимущественно над театральными декорациями. Еще до основания "Голубой розы" Сапунов и Кузнецов создали эскизы к опере Вагнера "Валькирия". Чуть позже они работали над декорациями в театре "Эрмитаж".
А следует сказать, что творчество молодых художников вызывало неблагоприятные отзывы критиков. Уткин, Кузнецов и Петров-Водкин работали над проектом по росписи одного из известнейших саратовских храмов. Фрески, созданные ими, признали "нехудожественными" и уничтожили.
Николай Рябушинский и журнал «Золотое руно»
Объединение «Голубая роза», возможно, не получило бы широкой популярности, если б не известный в ту пору меценат. Николай Рябушинский был редактором журнала «Золотое Руно». Он также организовал первую выставку художников «Голубой розы».
Журнал вышел 1906 году. Рябушинский денег на него не жалел. В журнале было много красочных иллюстраций, каждая страница украшалась виньетками, золотыми вставками. Всего вышло 34 номера «Золотого руна». Четкой концепции этого издания не было. С журналом сотрудничали Федор Сологуб, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Леонид Андреев, Корней Чуковский. Однако первые номера посвящались исключительно творчеству художников-символистов.
Галерея на Мясницкой
В марте 1907 года благодаря стараниям Рябушинского прошла выставка «Голубая роза», в честь которой названо было позже творческое объединение. В галерее на Мясницкой свои работы представили шестнадцать художников. Почти все они были будущими членами объединения. Это мероприятие прошло уже после смерти главного вдохновителя - Борисова-Мусатова. Идея названия - «Голубая роза» - принадлежала Сапунову, черпавшему вдохновение в работах английского художника Обри Бердслея.
Интерьер дома, в котором прошла выставка, был оформлен соответствующе: повсюду стояли вазы с розами, стены окрашены были в голубые тона. Играла музыка Александра Скрябина.
Картины голуборозовцев вызвали неоднозначную реакцию. Один из видных русских искусствоведов назвал работы художников-символистов несодержательными, близкими к декадентству. Однако критик Сергей Маковский о картинах отозвался весьма восторженно. Работы художников-символистов похвалил и один из самых загадочных русских художников - Казимир Малевич.
В 1909 году Рябушинский организовал еще одну выставку. К этому времени меценат отдавал предпочтение такому направлению, как кубизм. На выставке представлены были картины Дерена, Брака, Матисса, Марке. Выставили свои полотна также Михаил Ларионов и Наталья Гончарова.
Третья выставка прошла в начале 1910 года. К тому времени журнал «Золотое Руно» уже не публиковался из-за финансовых проблем, в чем и крылась причина непопулярности последнего мероприятия. Однако имена членов «Голубой розы» были хорошо известны и поклонникам искусства, и меценатам. Художников приглашали в различные проекты, но они стремились не только к созданию произведений живописи и скульптуры, но и к синтезу искусств. То есть «Голубая роза» была задумана как союз не только живописцев, но и всех тех, кто отдает в своем творчестве предпочтение символизму.
Как ни странно, общей идеи у членов творческого объединения как таковой не было. После выставки, состоявшейся в январе 1910 года, художники перестали работать над совместными проектами. Да и картины их имели мало общего. Так, Кузнецова, много путешествовавшего по Средней Азии, вдохновляли восточные мотивы. Сарьян писал родные армянские пейзажи. Крымов и Феофилактов прониклись идеями неоклассицизма и сюжетами древнегреческих мифов.
После революции
Эмигрировали Сергей Судейкин, Николай Милиоти, Николай Рябушинский. Остальные, кто так или иначе был связан с организацией «Голубой розы», остались в России. Хотя символизм советская цензура не принимала. Одни занялись преподавательской деятельностью. Другие устроились в государственные учреждения по защите памятников культуры. В конце двадцатых годов Кузнецов, проработавший несколько лет в журнале «Путь освобождения», был уволен из-за отрицательного отзыва о его работах. Стоит рассказать подробнее о самых ярких членах «Голубой розы».
Павел Кузнецов
Будущий художник родился в 1878 году, как уже было сказано, в Саратове. Отец его был иконописцем. В детстве и юности Павел Кузнецов посещал студию живописи и рисования. Здесь он и познакомился в Борисовым-Мусатовым. В 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Дар этого художника сочетался с необыкновенной энергией. Кузнецов прожил долгую, интересную жизнь.
С символистами он сблизился в 1902 году, а прежде всего - с Валерием Брюсовым. Тогда же и началось сотрудничество Кузнецова с журналом «Золотое руно». В 1906 году Кузнецов ездил в Париж. Во французской столице он посетил студии известных художников и принял участие в выставках, в результате чего стал членом еще одного творческого союза.
После 1910 года в его творчестве наступил кризис. В картинах Кузнецова наблюдались повторяющиеся мотивы. Казалось, художник исчерпал себя. В его творчестве наметился новый взлет только после посещения Средней Азии. Павел Кузнецов работал до последних дней своей жизни. Умер в 1968 году, в Москве. Известные работы мастера: «Голубой фонтан», «Вечер в степи», «Спящая в кошаре», «Рождение», «Узбечка», «Горная Бухара», «Табачницы».
Петр Уткин
Будущее член объединения «Голубая роза» родился в Тамбове в 1877 году. Начальное художественное образование получил в Саратове. Уткин учился у Серова, Левитана. Большая часть работ этого художника выполнена в голубых тонах. Умер Петр Уткин в 1934 году, в Ленинграде.
Александр Матвеев
Этот скульптор – одна из ярчайших фигур в русском искусстве начала 20 века. Он принимал участие в организации не только «Голубой розы», но и других творческих объединений. После революции Матвеев работал в Петроградском училище технического рисования, внес существенный вклад в развитие советской художественной школы. Большую часть своей жизни занимался преподавательской деятельностью. Умер Матвеев в 1960 году.