История пластической хирургии как области медицины насчитывает уже почти три тысячелетия, но пользоваться популярностью ее услуги и возможности, которые она предоставляет, начали только в начале двадцатого века. Почему так долго? Один из важнейших факторов, затормозивших ее развитие – нетерпимость церкви к хирургическому вмешательству во внешность человека («мы такие, какими нас создал бог, а остальное – от лукавого»). Но потом влияние церкви на науку несколько снизилось и после Первой Мировой, когда обезображенные войной солдаты начали одолевать хирургов с просьбами помочь им вернуться к нормальной жизни, отрасль начала развиваться более интенсивно. В России, правда, ее развитие происходило не так быстро, как в Европе – серьезные подвижки начали наблюдаться только поcле распада СССР и падения «железного занавеса». Но зато потом… темпы развития пластической хирургии в последние двадцать лет можно назвать действительно стремительными.
Что ж, развитие – это на самом деле просто здорово. Изменилось отношение и со стороны простого потребителя – если раньше люди просто боялись идти к врачу, и, грубо говоря, ложиться под нож без гарантии результата, то теперь этот страх уже не так заметен. Правда, кое-что все равно осталось, и самое неприятное последствие этой боязни заключается в том, что пациент зачастую не может четко и внятно рассказать о своей проблеме и связно объяснить, чего именно он ждет от операции. Поэтому любой хирург всегда должен быть немножко психологом. Это, кстати, один из важнейших критериев выбора. Даже
Но, конечно, самый главный критерий – не значит единственный. Профессионализм врача и его специализация все-таки имеют первостепенное значение – неразумно, к примеру, ложиться на операцию по увеличению груди к человеку, который специализируется на практике лица. Но отбор по специализации – это, скажем так, первичное сито, это совершенно логичный первый шаг. А из уже готового списка профильных специалистов выбирать все-таки лучше именно по этому критерию – по человеческому отношению, по степени внимательности. Чтобы не получилось так, что ваш новый нос безумно нравится хирургу и его персоналу, и даже объективно хорош по всем показателям, но при этом совершенно не симпатичен вам.