Эллипсис - это что? Определение и виды эллипсиса

Термин "эллипсис", который используется как в литературоведении, так и музыке, произошел от греческого слова ellipsis, которое переводится как “выпадение” или “опущениие”.

эллипсис это

Определение “эллипсис” в литературоведении

Если в речи наблюдается умышленное выпадение того или иного члена предложения (подлежащего, сказуемого и др.), то мы имеем дело с так называемым эллипсисом. Для чего это делается и не меняется ли смысл всего предложения из-за отсутствия одного из его членов? Эллипсис - это стилистический прием, который встречается как в письменном, так и в устном типах речи. Это делается с целью придания данному предложению выразительности, экспрессии, иногда интриги и т. д.

Эллипсис и безличные предложения. В чем разница?

Однако не всегда опущение одного из членов в предложении является синтаксической фигурой (стилистическим приемом). Например, неполные предложения, характерные повседневной устной речи, в которых наблюдается опущение одного из главных членов предложения, в большинстве случаев не являются эллипсисом. "Когда именно?" - спросите вы. Все дело в том, что в неполных предложениях хоть и наблюдается отсутствие одного из его главных членов, однако это сделано неумышленно. А когда в тексте присутствует эллипсис (стилистическая фигура), то данное опущение преследует определенную цель или служит для усиления эффекта, но без искажения общей мысли. Кстати, в отличие от простых безличных предложений в случае эллипсиса опускаются не только главные, но и второстепенные члены предложения.

эллипсис это в русском языке

Эллипсис в литературе

Эта фигура речи в литературных произведениях, будь то проза или поэзия, используется авторами для того, чтобы заставить читателей самостоятельно домыслить умышленно пропущенную фразу или отдельное слово. Этот прием способствует вовлечению читателя, хотя и постфактум, в творческий процесс создания данного произведения.

Примеры эллипсиса

Приведем примеры данной стилистической фигуры:

  • Ей он рассказывает одно, а нам — совершенно другое". В данном предложении опущено сказуемое (главный член предложения, обозначающий действие подлежащего), однако смысл сказанного нам полностью понятен.
  • “…Большой взъерошенный медведь, Татьяна ах! а он реветь...” В этом случае Пушкин для усиления эффекта использовал стилистическую фигуру речи эллипсис. Это в литературе, особенно в поэтическом жанре, используется довольно часто. Здесь не только происходит опущения одного из членов предложения, но и его замена междометием “ах”, что также является эллипсисом.
    эллипсис это в литературе
  • “…Гуляй на свадьбе, потому – последняя она!” В этих строках, принадлежащих Твардовскому, пропущено слово “что”.
  • Ее жизнь была длиннее, чем моя". А здесь наблюдается опущение второстепенного члена предложения, дополнительного, которое выражено существительным в именительном падеже.

Кстати, если эллипсис - это в русском языке опущение одного из составляющих предложение слов, то в английском и в некоторых других языках им называется многоточие.

Эллиптичность

Понятие, которое непосредственно связано с этим термином, называется “эллиптичностью”. Это очень интересный стилистический прием. В его основе лежит эллипсис. Это синтаксическая фигура (об этом уже говорилось выше), которая выражается в пропуске слов и словосочетаний в предложении, и даже предложений в тексте. В разговорной речи пропуски происходят из-за того, что собеседникам известны подробности той темы, вокруг которой ведется диалог, или же стали известны в ходе разговора, из предыдущих реплик. Иногда наряду с пропусками слов в речи, то есть “проглатыванием” слов, собеседники в беседе пользуются жестами, многозначительными взглядами, пожатием плеч и т. д. Этот прием также используется в театре. Здесь умышленно умалчиваются целые фразы, и зрителю необходимо подключить свою смекалку, чтобы понять то, что скрывается за молчанием актеров.

эллипсис стилистическая фигура

Виды эллипсиса

Пропуск слов, или так называемое “умолчание”, бывает разных видов.

  1. Косвенное. Этот вид эллипсиса встречается в тех произведениях, когда не называя тот или иной предмет, разговор ведется вокруг него, и все знают, о чем идет речь. Этот прием часто используется в драматических произведениях, например, в пьесах и т. д.
  2. Ситуативное. В этом случае эллипсис – это не просто выпадение того или иного слова или фразы, а его компенсация невербальными средствами общения – жестами или же междометиями, возгласами: ай-ай, ой-ой, ах-ах и т. д.
  3. Психологическое. Здесь умолчание может быть расценено как намек или недомолвка, секрет и т. д. В том случае, когда собеседников не двое, а несколько, то некоторые из них могут предположить, что от них желают что-то преднамеренно скрыть, и это может привести к нежелательным результатам. С другой стороны, психологический аспект этой фигуры речи в том, что двое или несколько очень близких друг другу человека могут говорить полуфразами, “глотать” предложения, при этом будут прекрасно понимать друг друга даже без слов. Этому способствует их духовная близость.

определение эллипсис

Другие разновидности эллипсиса

С точки зрения словообразования эллипсис бывает субстантивным, например, штрафной удар → штрафной (опускается основное слово, остается определение) и адъективным – пугало огородное → пугало (здесь, наоборот, опускается определение).

Типы эллипсиса

В лингвистике существует множество типов эллипсиса. При этом лингвисты считают данный прием непродуктивным способом компрессивного словообразования. О том, что в данном предложении существует эллипсис, можно узнать из контекста. Ниже приводится перечень типов эллипсиса в предложениях.

  • Стриппинг.
  • Гэппинг.
  • Псевдогэппинг.
  • Слусинг.
  • Эллипсис именной группы.
  • Эллипсис глагольной группы.
  • Сравнительный эллипсис.
  • Эллипсис при ответе на вопрос.
  • Нулевая анафора дополнения и др.

Эллипсис в музыке

Как уже было отмечено выше, этот термин употребляется как в лингвистике, так и в музыке. В обоих случаях эллипсис - это приблизительно одинаковое по смыслу понятие. И если в литературоведении оно означает опущение того или иного слова, словосочетания или же предложения с целью усиления эффекта от сказанного, то в музыке этим термином обозначают замену ожидаемого аккорда на какой-либо другой, который не есть функциональное следствие первого аккорда. Кроме этого определения можно дать и другое. Согласно нему эллиптический оборот, который бывает в музыке либо внутритональным, либо модульным, можно также охарактеризовать как пропуск одного из звеньев гармонии или ожидаемого аккорда.

эллипсис в музыке

Как уже было отмечено, эллипсисы в гармонии бывают внутритональными и модулирующими. Что это означает? Рассмотрим каждый отдельно.

  1. Внутритональный эллипсис образован из аккордов, которые своей последовательностью противоречат логике этого вида лада.
  2. Модулирующий же эллипсис иначе называется мелодико-гармонической модуляцией. Она происходит как следствие столкновения нескольких неустойчивых аккордов. Зачастую они являются диссонирующими и находятся в разных тональностях, но соединены плавно текущим голосоведением, которое, тем не менее, не имеет явных функциональных связей.

Условно выделяют четыре вида столкновения этих диссонирующих аккордов (те, кто знаком с музыкальной грамотой, поймут, о чем идет речь):

  • S-S (они встречаются у Ференца Листа, например, в произведении “Радость и горе”).
  • D-D (этим приемом любил пользоваться “великий глухой” - Л. В. Бетховен, например, в своем произведении "Соната № 2").
  • S-D.
  • D-S (Э. Григ – произведение “Свежа ты как весна”).

Кстати, эллиптическая модуляция, как правило, бывает внезапной, поскольку в ней вступают во взаимодействие неродственные тональности. Кроме эклиптической, в музыке существуют и другие виды модуляции, и они характерны для развивающихся частей музыкальных форм.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.