Теплое время года сопровождается частыми обращениями автовладельцев в сервисные мастерские за такой услугой, как диагностика системы кондиционирования автомобиля, а также устранение выявленных неполадок. Рассмотрим причины такого явления.
Внешний фактор
Для эффективного функционирования любой системы есть одно важное условие – она должна работать постоянно, не подвергаясь длительным простоям. Эта аксиома актуальна для кондиционера в автомобиле, а также для всех его основных узлов. Российские условия такие, что данная система не работает весь холодный период года, что сказывается на ее исправности самым негативным образом. Чаще всего уплотнения пересыхают, что приводит к потере их герметичности. Именно поэтому часто требуется диагностика системы кондиционирования автомобиля.
Чтобы избежать вынужденных простоев системы, требуется регулярно производить весьма простую процедуру – включать кондиционер каждую неделю примерно на 10-20 минут.
Сложности
У счастливых обладателей больших джипов зарубежного производства, оснащенных дополнительным задним контуром кондиционирующей системы, есть довольно весомый аргумент в пользу проведения регулярной весенней проверки. Поступление хладагента к заднему контуру осуществляется по трубкам и шлангам, которые проходят по днищу транспортного средства. Обычно одной-двух наших зим оказывается вполне достаточно для их перехода в совершенно ужасное состояние. А для постоянного поддержания всей конструкции в рабочем состоянии требуется уделять ей повышенное внимание, а также регулярно проводить осмотр магистралей.
Какие бывают причины неисправностей?
Ремонт системы кондиционирования автомобиля может потребоваться в результате воздействия на нее множества факторов, которые водитель обычно ощущает на «своей шкуре». Охлаждение может отсутствовать по целому ряду причин:
- Наиболее распространенным случаем является низкий уровень хладагента, количество которого должно строго соответствовать уровню, указанному в руководстве по эксплуатации. Для этого проверяется давление в системе кондиционирования автомобиля, после чего устраняется проблема.
- Работа охлаждающего агрегата может сильно пострадать из-за перегрева двигателя.
- Техническая неисправность, из-за которой формируется недостаток притока свежего воздуха к конденсатору, что сопряжено с множеством разных причин.
- Различные неполадки с электрикой, которые чаще всего легко устраняются за счет смены предохранителя, но бывают случаи и «тяжелее».
- Поломка компрессора обычно вызвана продолжительным сезонным простоем, ведь его внутренние поверхности склонны ржаветь без подачи циркулирующего масла.
Устранение неполадок
Сразу стоит отметить, что самостоятельно подобные неисправности устранить довольно проблематично. Это даже чревато появлением еще больших сложностей. Здесь требуется профессиональное оборудование и специальные инструменты, а также многое другое.
Даже простая диагностика утечки фреона может превратиться в сложный и затянутый процесс. Закачать хладагент в домашних условиях вообще нереально, так как для этого требуется специальная заправочная консоль. При помощи ее обеспечивается должная герметичность, а стрелка манометра показывает текущий уровень давления в магистрали и пр. Объем заправляемого хладагента тоже строго регламентируется. Если его будет меньше или больше, то это может стать причиной довольно серьезных неприятностей. Система может вообще не включиться, либо выйти из строя из-за недостатка масла, а повышенное давление часто становится причиной поломки компрессора, разрыва магистралей и прочих проблем.
Именно поэтому вполне разумно довериться в данном случае квалифицированным специалистам. Это позволит в будущем сэкономить средства и время, так как возникновение сложных поломок в результате самостоятельного вмешательства – это довольно частое явление.
Другой случай
Система кондиционирования автомобиля в жаркую погоду работает практически постоянно. То есть, когда машина только заводится, уже начинается работа всех элементов, а также активное охлаждение воздуха. Во всех трубах и воздуховодах при этом образуется конденсат, то есть определенное количество жидкости. Во время езды в салон автомобиля вместе с воздухом поступает очень большое количество пыльцы растений, песок, пыль, мелкие частицы автомобильной резины, а также многое другое. И все эти примечи сложно назвать полезными.
Как все происходит?
Большая часть всех этих примесей задерживается фильтром салона, то есть не попадает непосредственно внутрь автомобиля, но остается в трубках воздуховода и кондиционера. Когда вы достигаете точки назначения, а потом глушите двигатель машины, все бактерии, пыльца растений, споры грибов и прочее, чем успела наполниться система кондиционирования автомобиля, оказываются в самой благоприятной для них среде. Именно там происходит их взаимодействие с конденсатом, а также весьма активное размножение. Следующая поездка сопровождается тем, что вы с воздухом вдыхаете все это, что для организма является вредным, а для детей и вовсе может послужить катализатором аллергии. Салонный фильтр некоторое время спасает, однако постепенно он намокает от конденсата. После этого в нем начинается процесс прорастания спор растений и грибов, формируется плесень, что делает сам фильтр новым источником опасности для здоровья. Это становится причиной сырости в салоне, неприятных запахов, а также ощущения затрудненности дыхания и запыленности.
Как с этим справиться?
Основной совет заключается в следующем: всякий раз, когда заканчивается поездка, не стоит глушить двигатель. Следует на пару минут выключить кондиционер. А вот после можно глушить мотор. Этого времени хватит для того, чтобы температура, исходящая от агрегата, испарила конденсат, а трубки стали сухими, из-за чего размножение оказавшихся внутри бактерий становится весьма затруднительным.
Система кондиционирования автомобиля нуждается в том, чтобы дважды в год заменялся фильтр. Лучше всего делать это весной, еще до того, как начинается активное цветение растений, а также осенью, перед началом обработки дорог различными реагентами. Фильтр салона правильнее всего использовать угольный. Основное его преимущество состоит в том, что плотный слой активированного угля задерживает и впитывает в себя много мельчайших частиц пыльцы, пыли и металлов, что позволяет сохранить воздух в салоне максимально чистым. Замена такого фильтра производится раз в год.
Альтернативные варианты
Бывает так, что в машине появляются и не исчезают неприятные запахи сырости, а эффект запыленности салона совершенно не проходит, при этом смена фильтра не дает никакого результата. Это говорит лишь об одном – система кондиционирования автомобиля захвачена плесенью. В таком случае необходима прочистка с использованием специального антибактериального состава. Это можно сделать в сертифицированном центре, где квалифицированные специалисты окажут все необходимые услуги в данной сфере. Можно произвести работы и самостоятельно, для чего в продаже есть специальные баллончики со спреями, на которых есть подробная инструкция по применению. При помощи их всего за полчаса работы в гараже может быть проведена очистка системы кондиционирования автомобиля. Такие средства весьма эффективны.
Иные проблемы
Промывка системы кондиционирования автомобиля требуется из-за того, что основные магистрали и узлы оборудования расположены особым образом. Многие из них помещены под днищем автомобиля, то есть там, где имеются особые загрязнения. Риск накопления грязи в системе можно существенно снизить при условии постоянной слежки за ее состоянием. Но практически невозможно избежать загрязнений, из-за чего и требуется регулярная промывка системы кондиционирования автомобиля. При помощи такой процедуры можно предупредить образование коррозии, которую обычно вызывают влага и грязь. Коррозия становится причиной интенсивного износа элементов и деталей, а также образования отверстий, сквозь которые могут образоваться утечки фреона. В случае снижения его уровня ниже определенной допустимой нормы оборудование перегреется и выйдет из строя.
Как промыть систему кондиционирования автомобиля?
Процесс происходит в несколько шагов. Сначала требуется откачать из системы хладагент. Когда все соединительные части системы будут отсоединены, следует снять герметизирующие кольца и больше их не использовать. Далее демонтируется расширительный клапан для дальнейшей промывки или замены. Клапаны манометра необходимо закрыть. Потом производится закачка R-11 в нижнее заправочное отверстие испарителя до того момента, пока вещество не потечет из выходного отверстия. Внутренности испарителя должны быть полностью заполнены жидкостью, а когда большое ее количество начнет вытекать через верх, клапан необходимо закрыть. После пятиминутного ожидания можно выпускать R-11. Эти манипуляции следует повторить несколько раз подряд.
Очистка системы кондиционирования автомобиля от R-11 производится при помощи вещества R-12. Для этого температура составных частей оборудования должна составлять 24 градуса Цельсия и более. Если в результате полного выпуска R-11 из системы останется давление в системе кондиционирования автомобиля, то работу по выпуску стоит продолжить через тридцать минут.