В девяностые годы ушедшего века традиционный для советского сценического искусства репертуарный театр потеснила так называемая антреприза. Слово имеет французские корни и переводится как «предприятие». Современный театр антрепризы – это действительно бизнес, созданный предпринимателем. Особенностью здесь является то, что антрепренер не имеет постоянной труппы, а приглашает актеров из других театров для участия в той или иной постановке.
Вглядываясь в историю
Явление антрепризы не ново. Оно возникло в мировом искусстве почти одновременно с рождением профессиональных актерских трупп. В России частными были в 19-м веке театры Синельникова, Дягилева, Корша. С кончиной предпринимательства, последовавшей за Октябрьской революцией, исчезли и антрепризы. А когда вернулась рыночная экономика, на антрепризу стали возлагать большие надежды. Поначалу она виделась творческим людям неким рупором свободы, возможностью сказать и сделать что-то новое. Однако скоро выяснилось, что бизнесмены, финансирующие спектакли, диктуют свои условия, ведь для них главным является получение прибыли с дела, в которое они вкладывают деньги. Что может вызвать успех у публики и принести прибыль? Нередко это сугубо развлекательные постановки, не отягощенные интеллектуальным грузом и «вечными вопросами» нравственного выбора. По мнению многих деятелей культуры, в этом случае современный театр антрепризы лишается своей истинной значимости и главной миссии – пробуждать совесть и мысли. Однако встречаются и в этой нише емкие и выразительные спектакли.
В Москве
Современный Театр антрепризы, раньше именовавшийся «Продюсерским центром "Оазис"», работает под руководством Альберта Могинова. Среди более двух десятков спектаклей до сих пор пользуется популярностью постановка по пьесам А. Чехова «Маленькие комедии», которая была самой первой в театре. Две зажигательные водевильные истории - «Медведь» и «Предложение» - в двухактном спектакле разыгрывают известные и любимые актеры Мария Аронова, Сергей Шакуров, Михаил Полицеймако и другие. В репертуаре есть спектакли, поставленные по произведениям современных отечественных и зарубежных авторов: Ивана Вырыпаева, Бернарда Вебера, Мэри Орр и др.
Спектакль «Двое на качелях» по пьесе Уильяма Гибсона в прошлом году завоевал славу в номинации «Лучшая антреприза». Современный Театр антрепризы показывает свои постановки в Москве, гастролирует по нашей стране и за рубежом.
В Санкт-Петербурге
В 1988 году здесь был создан театр «Русская антреприза» имени А. Миронова. Первой постановкой были Гоголевские «Мертвые души», и с этого мгновения театр стал позиционировать себя ориентированным на русскую классику. В репертуаре, конечно, есть произведения зарубежных авторов. У театра имеется постоянный адрес: Большой проспект Петроградской стороны, дом 75/35. Руководитель театра - Рудольф Фурманов. Одна из комнат театра является своеобразным музеем Андрея Миронова.