Иван Вырыпаев: грани творчества

Вырыпаев Иван Александрович – актёр, сценарист, кинорежиссёр, продюсер. Сам он позиционирует себя прежде всего как драматург. Сложный, глубокий, кому-то непонятный, он умеет удивлять и стремится поделиться своим внутренним миром со зрителем. Сегодня он герой нашего рассказа.

Биография начинающего актера

Вырыпаев Иван Александрович родом из северного региона России. Он родился в августе 1974 года в далеком Иркутске. Отец Ивана – Александр Николаевич Вырыпаев – преподаватель в Иркутском педагогическом колледже, мама – работник торговли.

Иван Вырыпаев
Актерское образование Иван Вырыпаев получил в театральном училище своего родного города. В 1995 году, после окончания учебы, молодой человек отправился в холодный Магадан, где на сцене городского театра постигал азы профессии. Параллельно работе Вырыпаев преподавал сценическое движение в училище искусств Магадана. Год спустя уехал на Камчатку, где в течение двух лет проработал в Театре драмы и комедии. Однако тоска по родине не давала ему покоя, и, набравшись некоторого актерского опыта, начинающий артист вернулся в Иркутск. Здесь Иван Александрович создал собственную театральную студию «Пространство игры», на сцене которой в 1999 году состоялась премьера его спектакля «Сны». К слову, автором спектакля выступил сам Иван Вырыпаев. Пьесы драматурга позже были представлены на суд театрального зрителя в постановках «Город, где я» (2000), «Валентинов день» (2001), «Кислород» (2002), «Бытие 2» (2004), «Июль» (2006).

Помимо работы в театре, Вырыпаев принял участие в нескольких телевизионных картинах. Например, в 2002 году исполнил роль Ивана Азовского в фильме «Дневник убийцы», в 2006 году – Гвидона в фильме «Бункер, или Ученые под землей».

Режиссерская деятельность. И не только...

Иван Александрович не переставал развиваться в профессии, однако ему хотелось выйти за пределы актерских рамок. Для этого нужны были знания, и в 1998 году он поступил в Щукинское училище на режиссёрский факультет. Во время учебы драматург продолжал ставить спектакли на сцене студии. Он также преподавал студентам актерское мастерство. А в 2001 году судьба предоставила Вырыпаеву счастливый случай – его пригласили в Москву режиссировать постановки в Центре новой пьесы «Театр.Doc». Первый успех не заставил себя долго ждать. В 2002 году столичная интеллигенция громко обсуждала спектакль «Кислород», автором которого стал начинающий режиссер Иван Вырыпаев. Этот период можно назвать отправной точкой в деятельности этого многогранного и однозначно талантливого человека. Дальше было много интересной работы, которая требовала выдержки, знаний, опыта.

Иван Вырыпаев пьесы

Сегодня Иван Александрович возглавляет агентство творческих проектов «Движение Kislorod», в функции которого входит помощь талантливой молодежи, заинтересованной в искусстве, в частности художникам. Спектакли драматурга Вырыпаева известны в странах Европы – его постановки интересны зрителям Англии, Чехии, Польши, Болгарии, Франции. Он популярен в среде студенческой молодежи ГИТИСа, Варшавской академии театрального искусства, школы-студии МХАТ. С 2013 года Вырыпаев является художественным руководителем театра «Практика».

Театр «Практика»

«Практика» – театр особенный, не похожий на храм искусства в классическом понимании этого слова. Созданная в 2005 году Эдуардом Бояковым, «Практика» имеет собственный формат. Это значит, что существуют некоторые постулаты, в соответствии с которыми театр живет. В частности на сцене «Практики» играют только современную пьесу, у театра нет собственной труппы. И это оправдано тем, что спектакли, которые ставятся на театральной сцене, очень разноплановые. По словам художественного руководителя Вырыпаева, добиться иногда от актера труппы требуемого в роли характера бывает весьма проблематично. Есть ситуации, когда для постановки пьесы требуются определенные актеры, люди со стороны.

режиссер Иван Вырыпаев

Иван Александрович уже руководил театром в 2006 году. Однако позже принял решение оставить должность и уйти на вольные хлеба. По его собственным словам, руководить, в принципе, очень сложно, для этого нужен талант. Вырыпаев откровенно заявляет, что выстраивать отношения с людьми, в частности с труппой театра, – задача трудная, и у него это плохо получается. Когда в 2013 году ему поступило предложение возглавить «Практику», он долго колебался. Но все же принял предложение о сотрудничестве, так как театр очень ему дорог, близка сама идея «Практики». Вырыпаев не собирается ничего менять в формате театра, а будет лишь продолжать развивать сложившиеся традиции.

Выдавить из себя раба

Говоря о современном театре как о некоем институте, Иван Александрович Вырыпаев утверждает, что театр сегодня нужен людям – он несет в себе функцию воспитания. И ключевым в этом вопросе является способ выражения образовательной функции со сцены, метод воздействия на зрителя. Это очень тонкая грань, которую важно чувствовать и нельзя переходить. По словам Вырыпаева, его миссия как режиссера и руководителя заключается в том, чтобы создавать спектакли, которые будут открывать зрителю мир таким, какой он есть, – нравится это кому-то или не очень. Можно не любить или не принимать каких-то явлений, но нельзя их отрицать.

Ключевой задачей на пути познания мира и существования с ним в гармонии Вырыпаев считает полное раскрепощение человека, его открытость новому. Этому надо учиться. Драматург утверждает, что необходимо стремиться быть свободным и пытаться выдавливать из себя раба – привычку жить в страхе, заложенную в памяти еще предками, которая как наследство передается из поколения в поколение. Секрет успеха – учиться жить в согласии: не только брать, но и отдавать, улыбаться себе и окружающим, существовать по законам вселенной, открывать свое сердце. Важно признавать других другими, пытаться понимать и слышать друг друга. И в этом стремлении искусство – мощное оружие.

Фильм «Спасение» – номинант «Кинотавра»

Работы Ивана Вырыпаева были неоднократно отмечены наградами на Международных фестивалях («Кинотавр», «Золотой львенок»). Он не раз становился лауреатом различных премий («Золотая маска», «Триумф»). Иван Александрович признан в 2009 году лучшим драматургом Германии.

Самая свежая работа Вырыпаева – фильм «Спасение» – в июне 2015 года стала лауреатом российского кинофестиваля «Кинотавр». По словам самого драматурга и кинорежиссера, фестиваль – это прекрасная возможность быть замеченным зрителем. Вырыпаев рад, что все его фильмы (кроме «Танца Дели») участвовали в «Кинотавре». Последняя работа режиссера, картина «Спасение», весьма необычна. Идея фильма возникла, когда Вырыпаев узнал о том, что в горах Тибета есть храм, в котором службы проводит католический священник, а прихожане – тибетцы. Оказалось, что это обычная католическая практика – у нее по всему миру существуют миссии.

Иван Вырыпаев фильмы

На роль главной героини фильма (монахини) была выбрана непрофессиональная актриса Полина Гришина, воспитанная в православном монастыре. Суть фильма сводится к тому, что баланс в современном мире может быть достигнут только посредством знакомства культур друг с другом и их взаимного проникновения. По словам автора картины, фильм посвящается тем людям, для кого духовный путь – это ежедневный труд, а цель их существования – дойти до конца.

Парадоксально, но сам Иван Вырыпаев, фильмы которого получили признание широкой аудитории, не считает себя полноценным кинорежиссером, потому как основное занятие для него – это драматургия. Кино, по мнению Ивана Александровича, – просто способ обратиться к зрителю и наладить контакт с огромным количеством людей. Его картины «Эйфория», «Кислород», «Супергопер», «Танец Дели» нашли отклик в сердцах многих.

О любви к России

Сегодня все больше людей стремится уехать из России. Вырыпаев же, наоборот, планирует остаться здесь и поднимать культуру своего родного государства. Он говорит, что очень любит Россию, и хотя многие вещи ему неприятны, он не собирается покидать эту прекрасную, по его словам, страну.

Конечно, как и многим, Вырыпаеву сложно мириться с бюрократией, хамством, грубостью. Однако если не работать над проблемой, ничего не изменится. По мнению драматурга, только созидание, а не разрушение может изменить ситуацию.

Иван Александрович Вырыпаев

Вырыпаев уверен, что нужно просто максимально открыться миру, все остальное придет постепенно само собой. Не нужно оглядываться на Запад, необходимо стараться сохранить свою ментальность. Важно развивать самосознание, уважать то, что имеешь. По словам Ивана Александровича, только в случае обстоятельств непреодолимой силы, которые будут угрожать безопасности его родных, он уедет из страны. А пока…

Он творит, самовыражается, делится своей душой. И главное, что Вырыпаев сам себе ответил на вопрос о том, кто он есть. Драматург понял, что театр для него – его учитель и его жизнь. Он раньше с этим спорил, а сейчас с благодарностью принял.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.