Сибирский город Омск в русском сознании традиционно является символом глубокой провинции, вроде Саратова или Вологды. От Москвы его отделяет почти три тысячи километров. Но проблемы транспортной коммуникации по маршруту Омск - Москва гораздо более актуальны для омичей, чем для столичных жителей. Москвичи в Сибирь едут как-то не очень охотно.
Из истории освоения Сибири
Город Омск был основан в 1716 году отрядом землепроходцев под предводительством Ивана Бухгольца. Город был заложен на берегу Иртыша на месте впадения в него реки Омь, которая и дала наименование новому населённому пункту. Это было время активного расширения Россией своих границ сразу в нескольких направлениях. Завоевание Сибири имело при этом приоритетное значение. На протяжении долгого времени сообщение по маршруту Омск - Москва осуществлялось исключительно посредством гужевого транспорта. Важнейшее значение для города имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали, которой было предназначено связать центральные губернии Российской Империи с Тихоокеанским побережьем. Первые поезда по трассе Омск - Москва прошли в 1895 году после завершения строительства большого железнодорожного моста через Иртыш.
По железной дороге
Примерно с начала двадцатого века путешествие по маршруту Омск - Москва, расстояние между конечными точками которого составляет 2711 километров, стало для омичей привычным. С течением времени поезда стали ходить чаще, скорость их увеличилась. Время в пути до столицы из Омска в настоящее время варьируется в пределах от 38 часов до двух суток. Такая разница во времени, кроме разной скорости движения, объясняется ещё и наличием двух вариантов маршрута Омск - Москва. Южный маршрут проходит через Челябинск, Уфу, Казань и завершается на Казанском вокзале столицы. А северный - через Тюмень, Екатеринбург и Нижний Новгород - доставляет пассажиров из Омска на Ярославский вокзал, расположенный на противоположной стороне той же самой площади в Москве, что и Казанский. Стоимость билетов колеблется от трёх с половиной до одиннадцати тысяч рублей, в зависимости от класса вагона и места в нём. Самым быстрым поездом из всех проходящих через Омск транзитом в западном направлении вот уже на протяжении нескольких десятилетий считается экспресс Пекин - Москва. Основную часть пассажиропотока из Омска в Москву принимают на себя именно транзитные поезда. В течение суток через Омск в направлении столицы следует примерно двадцать пассажирских составов.
Фирменный поезд "Иртыш"
До недавнего времени от перрона Омского вокзала в направлении столицы отправлялся поезд местного формирования. Несмотря на то что это был востребованный и удобный для омичей поезд, его существование было признано нерентабельным. В настоящее время поезд Москва - Омск сохраняет своё существование только в виде нескольких прицепных вагонов к составу Москва - Новосибирск. Их количество колеблется в зависимости от сезона года. Однако поезд Москва - Омск при этом сохраняет своё традиционное наименование "Иртыш". Омичи успели привыкнуть к этому товарному знаку и предпочитают приобретать билеты именно на этот состав.
Железнодорожный вокзал Омск-Пассажирский
В 2007 году была завершена капитальная реконструкция вокзального комплекса станции Омск-Пассажирский. Вокзал на этом месте в Омске исправно функционирует с 1895 года. Но прежняя его концепция приблизилась к исчерпанию, и здание вокзала перестало соответствовать своему назначению. Реконструкция потребовала значительных капитальных вложений, которые были выделены как из областного бюджета, так и по линии РЖД. Глядя на результат реализации проекта реконструкции, можно сделать вывод о том, что средства эти были израсходованы рационально. Архитекторам удалось органично вписать старое историческое здание Омского вокзала в новый современный транспортный терминал. Сегодня Омский вокзал в полной мере соответствует европейским стандартам обслуживания железнодорожных пассажиров. Новое здание располагает эскалаторами, комфортными залами ожидания, платёжными и информационными системами.
В Москву самолётом
Регулярное авиационное сообщение со столицей из омского аэропорта открылось в 1931 году. Это было значимое событие для сибирского города. Маршрут Омск - Москва, расстояние между конечными точками которого осталось неизменным, стало возможным преодолеть в течение дня. Пусть даже с промежуточными посадками для дозаправки самолёта. В прежние времена подобное путешествие длилось несколько суток, а теперь стало измеряться часами. Это существенная разница. "Москва - Омск" - стало обозначением не только привычного железнодорожного, но ещё и авиационного маршрута. Для преодоления грандиозных сибирских расстояний фактор времени имеет очень большое значение. Сегодня самолёт Омск - Москва находится в воздухе не многим более трёх часов и в промежуточных посадках не нуждается. Ежедневно из аэропорта Омск (Центральный) в направлении на Домодедово, Внуково или Шереметьево отправляется порядка семи рейсов. Их количество может увеличиваться в зависимости от спроса. Стоимость билетов находится в диапазоне между четырьмя и восемью тысячами рублей. Самым экономным вариантом является покупка билета за месяц, с утренним вылетом в середине недели. Интересно отметить, что аэропорт Омск (Центральный) находится довольно близко от центра города. Строительство нового аэрокомплекса Омск (Фёдоровка) затянулось более чем на три десятилетия и требует значительных затрат. Перспективы его завершения пока не ясны. Можно с уверенностью утверждать, что ныне действующий авиационный терминал будет принимать пассажиров ещё долго.
Разница во времени
Между Омском и Москвой расположены два часовых пояса. Это означает трёхчасовую разницу во времени в Омске по отношению к Москве. На практике это означает, что, вылетая из Омска в Москву в семь часов утра по местному времени, пассажир прибывает в столицу в те же самые семь утра, но только по московскому. Соответственно, наоборот, при вылете вечером из Москвы в Омске вы окажетесь через три часа ранним утром.