После появления железнодорожного транспорта возникла необходимость протягивать пути через реки. Начиная с этого времени во всём мире начали массово сооружаться мосты, предназначенные для этого вида транспорта. Их часто возводят также и при создании транспортных развязок в местах пересечения с автомобильными магистралями. Современный железнодорожный мост представляет собой сложное инженерное сооружение, позволяющее поездам преодолевать любые препятствия (например, овраги, ущелья, каналы, проливы и даже объекты городской инфраструктуры).
![железнодорожный мост](http://fb.ru/misc/i/gallery/11316/1642105.jpg)
Начало строительства в России
В 1773 году Иван Кулибин создал проект моста с решетчатыми фермами, а через четверть столетия впервые предложил использовать металлические конструкции при сооружении таких объёктов. В дальнейшем, после появления железнодорожного транспорта, эти идеи сыграли очень важную роль в развитии отечественного мостостроения. Уже тогда инженеры осознавали тот факт, что к такому объекту, как железнодорожный мост, необходимо предъявлять повышенные требования, применяя более прочные материалы. Более того, очень важным являлось обеспечение защиты подвижного состава от схода с рельсов.
В конце девятнадцатого века при возведении мостов начали применяться металлические, бетонные и железобетонные конструкции, в то время как их опоры строились из камня. Форма и конструкция таких сооружений в дальнейшем неоднократно менялись в связи с развитием технологий и появлением новых конструктивных решений.
Виды железнодорожных мостов
В настоящее время железнодорожные мосты принято классифицировать по нескольким основным характеристикам. Если длина составляет менее 25 метров, то они считаются малыми, от 25 до 100 метров – средними, от 100 до 500 метров – большими, более 500 метров – внеклассными.
В зависимости от количества путей выделяют однопутные, двухпутные и многопутные мосты. По способу восприятия нагрузки опорами бывают арочные, балочные висячие, рамные, винтовые и комбинированные виды. В зависимости от используемого в конструкции материала (самый распространённый вариант классификации) принято выделять металлические, железобетонные, каменные, деревянные и комбинированные мосты.
Следует отметить, что при возведении всех видов, как правило, применяются комбинации из разнообразных материалов. Железнодорожно-автомобильный мост считается одним из самых практичных вариантов среди такого рода объектов. Его особенность заключается в том, что он позволяет пропускать как автомобильный транспорт, так и поезда.
![строительство железнодорожных мостов](http://fb.ru/misc/i/gallery/11316/1642108.jpg)
Деревянные мосты
Особо популярной в истории мостостроения эта разновидность была на начальном этапе. Это связано с дешевизной, простотой и скоростью строительства. Однако со временем стало понятно, что деревянный железнодорожный мост является пожароопасным объектом. Не стоит забывать также и о его недолговечности и сложном уходе. В связи с этим с развитием строительных технологий такие сооружения постепенно были вытеснены их каменными, металлическими и железобетонными «собратьями». В наше время строительство этого вида почти не практикуется.
Каменные мосты
Большинство из существующих сейчас каменных мостов было построено еще в девятнадцатом веке. Их главным преимуществом считается долговечность и прочность. Более того, они являются малочувствительными к ударным нагрузкам и повышению массы поездов. Тем не менее строительство железнодорожных мостов из камня представляет собой очень трудоёмкий процесс. Возводить их можно исключительно с короткими пролётами и на прочном грунте. При наличии хорошей защиты от влаги и надлежащем уходе они могут простоять несколько сотен лет.
![Железнодорожный мост через реку](http://fb.ru/misc/i/gallery/11316/1642104.jpg)
Металлические мосты
Эта разновидность является самой распространённой в мире. Такой железнодорожный мост представляет собой сооружение, в котором из металла выполнены только пролёты. Их обычно изготавливают из углеродистых марок стали или сплавов. Они устанавливаются на бетонные, каменные либо железобетонные опоры. Главное преимущество этого вида заключается в возможности механизации сборки и промышленном производстве элементов конструкции. Помимо этого, пролёты можно устанавливать навесным способом или доставлять по воде. Единственным недостатком такого сооружения является подверженность конструкции действию коррозии.
![железнодорожно-автомобильный мост](http://fb.ru/misc/i/gallery/11316/1642106.jpg)
Железобетонные мосты
Железобетонный железнодорожный мост через реку или другое препятствие представляет собой сооружение, в котором пролёты перекрываются железобетонными конструкциями. Их длина, как правило, находится в пределах от 6 до 16 метров. При этом в пролётах обычно используются ребристые конструкции либо с коробчатым сечением. Опоры строятся из бетона или железобетона.
Существенным преимуществом этой разновидности считается длительный срок эксплуатации, а также сравнительно небольшие затраты на текущее обслуживание. Что касается недостатков, то здесь необходимо отметить разве что вероятность возникновения сколов и трещин из-за большой массы.
Финляндский мост
Финляндский железнодорожный мост через Неву является одной из ярчайших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Он представляет собой один из важнейших объектов транспортной инфраструктуры страны и относится к числу лучших в мире. Происхождение наименования связано с тем, что через него соединены железные дороги России и Финляндии. По сути, сооружение представляет собой два отдельных моста, которые примыкают друг к другу. Общая протяжённость составляет 538,2 метра.
![финляндский железнодорожный мост](http://fb.ru/misc/i/gallery/11316/1642109.jpg)
Финляндский железнодорожный мост является разводным. Построен он в период с 1910 по 1913 год. Его конструкция представляет собой четыре металлических арочных строения с разводной частью по центру. Мост считается стратегическим объектом, поэтому движение пешеходов по нему запрещено. Над созданием проекта работали такие известные инженеры, как Г. Кривошеин, Н. Белолюбский и И. Александров. Следует отметить, что сооружение играет важную роль в экономике России, ведь с его появлением существенно увеличилось железнодорожное сообщение нашей страны со всеми скандинавскими государствами.