Паллета - это вспомогательное средство, помогающее значительно упростить процессы обработки и транспортировки грузов одинаковой формы и габаритов. Ее использование позволило значительно сэкономить время и трудозатраты при погрузочно-разгрузочных работах. Подобной эффективности и быстроты при размещении отдельных укрупненных грузовых мест вручную добиться невозможно.
Транспортная единица
В складской технологии паллета - это самостоятельная транспортная единица, основное предназначение которой - перевозка, комплектация, складирование и хранение продукции. Это средство пакетирования, являющееся многооборотной транспортной тарой с жесткой площадкой и стандартизированными габаритами, достаточными для определенных укрупненных грузовых единиц.
Основой рассматриваемых нами конструкций являются прямоугольные плоские подставки или поддоны. Паллеты изготавливают со специальными выемками, предусмотренными под захваты вилочного погрузчика или рохли, а также с выступами для крепления строп (в случае перемещения грузов в подвешенном состоянии). Товары, помещаемые на поддоны, крепятся к нему крепежными лентами или же оборачиваются термоусадочными и стретч-пленками.
Классификация и особенности
Поддоны подразделяют на двух- и четырехзаходные. Их конструкции, соответственно, позволяют осуществлять ввод рохли или вилочного захвата с двух или же четырех противоположных сторон. Последние обеспечивают всесторонний обхват и позволяют провести погрузочно-разгрузочные работы без риска повреждения груза при подъеме или спуске.
В зависимости от количества площадок для размещения продукции, паллеты могут быть одно- или двухнастильными. Первые позволяют поместить груз только на одной стороне поддона, вторые - на двух настилах, что дает возможность взять дополнительный товар.
По срокам использования паллеты могут быть многооборотными, рассчитанными на длительную эксплуатацию, и одноразовыми, предназначенными только для доставки товара в одном направлении с последующей их утилизацией.
Выбор материала
Выбор материала для поддонов зависит от номенклатуры груза и его весовых характеристик. Чаще всего используются паллеты деревянные. Они легко поддаются ремонту, экологичны и достаточно дешевы. Не менее распространены паллеты пластмассовые. Их отличают долговечность, малый вес, простой уход.
Высокая прочность, длительный срок эксплуатации характерны для паллет из металла. Но из-за большого веса их использование достаточно ограничено.
Плюсы каждого из перечисленных вариантов объединяют в себе поддоны, изготовленные из комбинированных материалов. Для их производства в последнее время используется также вторсырье.
Габариты
При отправке производимых товаров за рубеж чаще используются сертифицированные финские и европейские поддоны, изготовленные в соответствии с принятыми в европейских странах стандартами и имеющие соответствующее фирменное клеймо, выжженное на правых несущих ножках каждого из средств. Это EUR-паллет размером 800×1200×145 мм, EUR-бокс размером 800х1200х800 мм и FIN-паллет размером 1000х1200х145 мм. На поддонах также имеется маркировка с указанием производителя и цифровая информация. Грузовые паллеты имеют идентичную финским конструкцию и совпадают с ними по размерам. По состоянию данные вспомогательные средства делятся на 3 сорта: второй, первый и высший.
Для работ на внутреннем рынке выбор сорта и типа паллет целиком зависит от производителя.
Габариты поддонов одноразового использования не регламентируются.
Эффективная технология транспортировки
Паллета – это особый вид транспортной тары. Вместе с контейнерами их относят к тарооборудованию. Они незаменимы при доставке продукции со складов или предприятий-изготовителей непосредственно в точки оптовой или розничной торговли. При этом поддоны создают немалые удобства не только при транспортировании товаров, но и при их реализации. Им нередко приходится исполнять роль торгового оборудования.
Для транспортировки нестандартных, ценных, хрупких грузов используются особые поддоны. Для этого их стандартные виды с помощью комплектов специальных деталей дополняются ящиками, стойками, рамами, полками, решетчатыми стенками, угловыми профилями. Их нередко используют при железнодорожных грузоперевозках.
Подобная специальная паллета – это огромный поддон, соответствующий размерам грузовой платформы и оборудованный крепежами (фитингами) для груза. В качестве примера можно привести флеты, болстеры, тилты. В зависимости от предназначения, они могут иметь каркасные надстройки, торцевые борта, полноценные или складные стенки, высота которых доходит до половины контейнера стандартного размера.
К использованию паллет предъявляются жесткие требования. Наиболее тщательный выбор поддонов имеет место при организации международных перевозок опасных грузов.