Сервисы геолокации – новый тренд в развитии мобильного интернета в России. Миллионы россиян пользуются смартфонами и планшетами, и все они – потенциальные пользователи инновационных продуктов, подобных набирающему популярность сервису "Фламп" (Flamp).
Что такое "Фламп"?
"Фламп" – онлайн-площадка (вебсайт и мобильное приложение), где люди могут оставить отзывы о различных организациях в своем городе и поставить оценку по 5-балльной шкале. Их величина формирует рейтинг фирм.
Сайт задуман как своего рода руководство для выбора лучших магазинов, ресторанов, фитнес-центров и других типично городских заведений. Помимо выставления оценки, влияющей на рейтинг компании, пользователь может также оставить отзыв о своих впечатлениях от посещения заведения. "Фламп" был создан разработчиками известной российской IT-фирмы «2 ГИС» (флагманский продукт этой компании – одноименная геоинформационная справочная система).
Цель создания проекта
Создатели сервиса "Фламп", отзывы о котором стали появляться в интернете вскоре после анонсирования и запуска платформы, в своих интервью прессе признавались, что главная цель создания проекта – позволить жителям городов упростить свой выбор в отношении мест времяпровождения. Теперь в любой момент они могут воспользоваться помощью других людей. Первый город, жители которого смогли оставлять отзывы на "Флампе", - Новосибирск (2011 год).
Затем филиал открылся в Горно-Алтайске. Через полгода после запуска платформа открыла себя Москве. Получил возможность писать отзывы на "Флампе" Красноярск. В планах создателей – обеспечить работу ресурса во всех городах, где есть система 2ГИС. Это очень полезно для туристов, планирующих поездки: они точно будут знать, где можно с пользой провести время, а все благодаря возможностям "Фламп". Екатеринбург (отзывы жителей этого города подтверждают данную информацию) также предстал перед туристами в пестроте оценок и точек зрения.
"Фламп" и 2ГИС
Во "Флампе" есть большой справочник фирм, о которых пользователи могут оставлять свои отзывы. Этот сервис тесно интегрирован с платформой 2ГИС, аккумулирующей в себе большое количество информацию об организациях российских городов. Создатели ресурса "Фламп" в своих интервью признавались, что подобные базы у конкурентов, включая зарубежные проекты, встречаются редко.
"Фламп" – конкурент Foursquare?
В пользовательской онлайн-среде встречается мнение, что "Фламп" может стать прямым конкурентом ряду других онлайн-сервисов, прежде всего американской площадке Foursquare (геолокационное приложение, где люди могут делиться со своими друзьями информацией о местах города, фиксировать свое местоположение и т. д.). Аргументы сторонников данной точки зрения в том, что и "Фламп", и Foursquare – социально-ориентированные сервисы, в основе трафика обоих площадок – информация, связанная с посещением людьми определенных мест.
Оппоненты же уверяют, что как в плане идеи, так и в плане реализации "Фламп" и Foursquare совсем не похожи друг на друга. В частности, Foursqare не содержит в себе инструментов, которые бы могли выбирать объективно лучшие места для посещения. Другой аргумент противников тезиса о том, что "Фламп" и Foursquare – конкуренты, заключается в том, что американский сервис недостаточно популярен в России и не может быть серьезным соперником отечественных онлайн-проектов.
Мнение авторов проекта
В том, что "Фламп" и Foursquare – далеко не одно и то же, уверяют в своих интервью и сами создатели проекта. Они подчеркивают, что эти два ресурса вообще нет смысла сравнивать. По их мнению, для Foursquare характерна в большей степени игровая механика через так называемые «чек-ины» (отметки о посещениях заведений). Кроме того, как полагают авторы "Фламп" (отзывы многих пользователей косвенно подтверждают это), Foursquare не содержит сведений, которые было бы удобно напрямую использовать в качестве источника принятия решения о посещении, разве что подсказки. Во "Флампе" - заверяют создатели площадки - есть весь спектр необходимой клиентской информации, которую можно очень быстро получать. Есть много рубрик (и в каждой составляется рейтинг фирм), а также различные фильтры, позволяющие находить пользователям наиболее подходящий вариант в считанные секунды.
Еще одно отличие "Фламп" от Foursquare – принцип добавления организаций в базу данных. Если в российском проекте этим занимаются люди из штата 2ГИС, то в американском новые фирмы могут добавлять сами пользователи (в свою очередь так называемые «народные» модераторы Foursquare могут вносить необходимые корректировки).
"Фламп" и "Яндекс.Город"
Другое мнение: конкурентом "Флампа" является проект "Яндекс.Город". Правда, появился он совсем недавно – в июне 2014 года. По задумке создателей, "Яндекс.Город" должен помогать пользователям находить близко расположенные и в то же время способные предоставлять высокий уровень сервиса заведения – кафе, салоны красоты, гостиницы, торговые центры, диско-клубы и т. д. В некоторых населенных пунктах частично реализован функционал по организации предварительной записи, бронирования и т. д.
"Яндекс.Город" работает на основе отзывов пользователей о тех местах, в которых они побывали. Значительную часть комментариев проект получает из партнерских источников. Фирмы, которые набирают достаточное количество отзывов, получают рейтинг. Информация об организациях также попадает и на другие ресурсы – "Яндекс.Карты", а также "Яндекс.Навигатор".
С одной стороны, "Фламп" и "Яндекс.Город" действительно можно назвать похожими сервисами – на обеих площадках есть отзывы и рейтинги пользователей о посещенных заведениях. С другой стороны, есть и принципиальные различия. Прежде всего стоит сказать о том, что "Яндекс.Город" совершенно бесплатен для компаний (с точки зрения размещения и обновления информации). На "Флампе" за те же действия бизнесмены вынуждены платить.
Что говорят пользователи?
Есть мнение, что рейтинги и отзывы на "Фламп" – явления субъективные. Однако все, что пишут пользователи, модерируется. Также на сайте есть возможность обжаловать отзыв. Некоторые пользователи "Фламп" считают, что у сайта удобный интерфейс, а также отмечают, что во многих городах есть внушительная база онлайн-отзывов.
Также существует точка зрения, согласно которой у "Фламп" есть большой плюс в виде полноценной интеграции базы данных (сведения об организациях) с 2 ГИС, в которой представлено очень большое количество коммерческих фирм из самых разных городов, где есть эта система и "Фламп" (Челябинск или, скажем, Барнаул). Многие пользователи подчеркивают отсутствие у сервиса прямых аналогов. И с восторгом отмечают факт возможности использования подобной платформы в самых разных субъектах РФ, куда пришел "Фламп" (Барнаул тот же).
Многие люди упоминают полезную опцию "Фламп": отзывы можно сопровождать выставлением наивысшего балла в виде шестой звезды (это значит, что человек открыто рекомендует заведение). В числе недостатков называют отсутствие подсказок (которые есть, между тем, у Foursquare). Многие также отмечают, что поиск во "Флампе" друзей через социальные сети не реализован (только через внутреннюю поисковую строку).
Геолокационная составляющая
Полезная особенность "Фламп", которую отмечают владельцы мобильных устройств, – возможность прокладывать маршруты, по которым можно оптимизировать путь до выбранных заведений. Многие пользователи рады, что через этот сервис можно находить не только заведения общепита и торгово-развлекательные центры, но также и банкоматы, платежные терминалы и еще много чего полезного в городе.
С точки зрения дизайна приложения, отмечается минималистичность, удобство переключения между разными городами, использование одной из ведущих картографических платформ (Google Maps), очень большая база данных, а также факт наличия сразу нескольких режимов, сортирующих заведения (например, по времени работы – на круглосуточные и те, что открыты, скажем, в данный момент). Отмечается удобство написания комментариев.
Интересные факты о "Фламп"
Есть версия, что "Фламп", отзывы о котором оставляют не только пользователи, но также и многие медийные персоны онлайн-пространства, – продукт, ориентированный на молодежную аудиторию (в то время как сервисами 2ГИС пользуются, по оценке ряда экспертов, в основном люди более зрелого возраста).
Для того чтобы просматривать отзывы, регистрироваться в системе не нужно. Но для публикации своих комментариев и для использования многих полезных опций это необходимо (впрочем, анкета очень простая, и оформление аккаунта не займет много времени).
В поисковой системе есть фильтрация магазинов по времени работы. Эта функция может быть очень полезна ночью – можно найти, скажем, службы доставки пиццы, которые работают круглосуточно. Она активна во всех городах, где имеется "Фламп" (Омск это или, например, Санкт-Петербург – не суть важно).
Пользователи могут сопровождать отзывы фотографиями.
Под лейблом Flamp.Ru иногда организовываются конкурсы и развлекательные мероприятия, вечеринки.
Для активных пользователей система предусматривает ряд бонусов и вознаграждений.