«Ан-24» является пассажирским турбиновинтовым самолетом. Предназначен он для авиалиний малой и средней дальности. В его конструкции имеется 2 турбовинтовых мощных двигателя (АИ-24 серии № 2 или АИ-24Т) с винтом воздушного типа (АВ-72, АВ-72Т). Обладает он дальностью полета в 3000 км, скоростью крейсерской - 490 км/час, предельной взлетной массой в 21 т. Выпускался данный самолет с 1959 по 1979 г. Было изготовлено более 1000 единиц такой авиатехники. До настоящего времени в использовании находится свыше 300 единиц. В основном самолет «Ан-24» применяется на территории СНГ и в африканских странах. Это достоверный факт. Далее данную модель рассмотрим подробнее.
История
Разработку турбовинтового двухдвигательного самолета «Ан-24», эксплуатация которого предусматривалась на авиалиниях местного назначения, начали в 1958 году на ГСОКБ-473 им. О. К. Антонова. Осуществлялась она на основании постановления СМ СССР № 1417-656 от 18.12.1957 г. Согласно данному документу, самолет «Ан-24», характеристики которого будут указаны далее, должен осуществлять перевозку пассажиров с нагрузкой в 4000 кг на дистанцию до 400 км с определенной скоростью - в 450 км/ч. Также предусматривалось использование моторов АИ-24.
Самолет «Ан-24» осуществил первоначальный полет 20.10.1959 г. В данном случае за его штурвалом был экипаж, командование которым осуществлялось летчиком-испытателем Лысенко Г. И. Проведение последующих заводских и государственных испытаний выпало на 1961 год.
Серийный выпуск «Ан-24» стал осуществляться в первой половине 1962 г. на Киевском заводе № 473. В сентябре этого же года был проведен первый пассажирский рейс. С 31.10.1962 г. начали эксплуатировать самолет «Ан-24» на маршруте «Киев-Херсон».
Производство данной авиатехники осуществлялось до 1979 г. С 1962 по 1979 г. был осуществлен выпуск более 1200 единиц. Из них 1028 были изготовлены Киевским авиационным заводом «АВИАНТ». Аналог данного самолета производился также в Китае. Его название было «Y-7».
Конструкция и компоновочная схема самолета «Ан-24»
Данная модель является цельнометаллическим свободнонесущим монопланом, на котором находится высокорасположенное крыло. Также здесь имеется шасси трехстоечного типа, на котором установлены два передних спаренных колеса. Пассажирский самолет «Ан-24» состоит из следующих частей:
- Фюзеляж типа «полумонокок».
- Силовой набор — стрингеры и балки. Соединения — клеесварные.
- Компоновка традиционная: впереди — кабина экипажа, далее между багажными отсеками — пассажирский салон с буфетом и туалетом.
- Крыло: силовой набор — два лонжерона и 23 нерфюры.
- Закрылки: на центроплане — однощелевые. Они являются отклоняющимися. Далее — двухщелевые выдвижные. Элероны здесь разрезные.
- Оперение — тип традиционный с дополнительным подфюзеляжным килем.
- Шасси: трехопорное с поворотной передней стойкой.
- Колеса двойные. Регулирование давления в них осуществляется на земле.
- Установка силовая: 2 ТВД АИ-24. В данном случае мощность — 2550 л. с. Здесь имеется винт с изменяемым шагом. Диаметр его 3,9 м.
Достоинства конструкции
Здесь имеются следующие преимущества:
- Проведено увеличение полезного объема фюзеляжа. Это за счет высокого расположения центроплана.
- Существенное отсутствие разрывов крыла в верхней части и проявлений, снижающих подъемную силу диффузорного эффекта в местах соединения с фюзеляжем. Это немаловажное свойство. В результате этого повышаются аэродинамические свойства крыла. Под диффузорным эффектом подразумевают отрыв пограничного слоя потока из-за интерференции основного. Возникает он в месте соединения крыла и фюзеляжа.
- Хорошая поперечная и продольная устойчивость самолета. Сохраняется она из-за отсутствия срыва потока, а также при закритических углах атаки.
- Наличие высокого расположения двигателей. Это позволяет эксплуатировать самолет «Ан-24» на грунтовых аэродромах, так как посторонние предметы не засасываются в двигатель.
- Высокое крыло не загораживает обзор пассажирам и облегчает погрузочные работы.
Недостатки
Однако существуют и минусы данной конструкции. Они заключаются в следующем:
- Удлиненные стойки шасси требуют гондол больших размеров. Это приводит к увеличению сопротивления.
- По сравнению с низкопланом у данной модели при взлете и посадке создается менее эффективная воздушная подушка.
Самолет «Ан-24». Характеристики крыла
В данном случае это:
- Площадь: 74,98 м².
- Профиль:
- 1-7 нервюры (применяется ЦАГИ-С5-18);
- 8-11 нервюры — переходные профили;
- 12-23 — ЦАГИ-СВ-13.
В данной модели нервюры закручены по отношению к корневой под углом от 2,5о до 0о. Это в сочетании с изменением профиля обеспечивает аэродинамическую и геометрическую крутку крыла, вледствие чего обеспечивается ламиниризация потока. Это ведет к уменьшению сопротивления, повышению подъемной силы и результативности элеронов, а также к увеличению скорости, вызывающей эффект флаттера.
- Удлинение: 11,7. Это является отношением квадрата размаха к площади.
- Сужение: 3,92. Это отношение длины хорды корневой нервюры к консольной.
Сужение и удлинение в данном случае выбраны с таким расчетом, чтобы в сочетании с круткой обеспечить равномерную нагрузку на крыло и уменьшить лобовое сопротивление. Также осуществляется симметричный поточный срыв на участках больших углов атаки.
- Стреловидность: на центроплане нет. Далее до консоли — 6,5о.
- Поперечное V. Только у консоли — -2о.
Это обеспечивает боковую устойчивость. В результате повышается управляемость при отказе одного из двигателей. Этому же способствует увеличение колебательной устойчивости и уменьшение крена в сторону отказавшего мотора.
- Установочный угол крыла: 3о. Выбран с целью уменьшения сопротивления фюзеляжа за счет его расположения по потоку на крейсерской скорости.
- Элерон несимметричный двояковыпуклый. Здесь аэродинамическая компенсация 29%.
Модификации указанной модели
В данном случае это:
- «Ан-24В». Пассажирский самолет на 50 мест. Он является основным изначальным типом. Возможно его переоборудование в грузопассажирский и административный.
- «Ан-24РВ». Оборудован он разгонным ТРД, мощностью 1950 л. с. В результате этого обеспечивается быстрый запуск основных двигателей.
- «Ан-24Т» – это чисто транспортный вариант с грузовым люком в нижней части фюзеляжа. Оперение в данном случае имеет два подхвостовых киля по сторонам люка.
- «Ан-24РТ» – это также транспортный вид с разгонным мотором, как у «Ан-24РВ».
- «Ан-24ЛП» – модификация для тушения лесных пожаров.
Технические характеристики
Самолет «Ан-24» технические характеристики имеет следующие:
- Тип: «Ан-24».
- Размер размаха крыла: 29,2 м.
- Длина фюзеляжа: 23,52 м.
- Параметр высоты самолета: 8,32 м.
- Площадь крыла: 72,46 м². У модификаций с однощелевыми закрылками центроплана – 74,98 м².
- Масса: пустой — 13,3 т; снаряженный — 13,75 т.
- Полезная нагрузка: 4,6 т груза/48 пассажиров/38 солдат/24 носилок.
- Показатель максимальной взлетной массы равняется 21 т. Для «АН-24РВ» - 21,8 т. На модернизированных самолетах, учитывая прочность шасси – 23,5 т.
- Масса топлива: 4,76 т.
- Экипаж: 5 человек.
- Установка силовая: 2 ТВД АИ-24А по 2550 л. с. В модификации «Ан-24РВ» добавляется один двигатель для турбонаддува.
Наличие летных характеристик
В данном случае это:
- Скорость крейсерская: 490 км/час.
- Дальность практическая: 990 км.
- Скорость максимальная: 540 км/час.
- Дальность перегоночная: 2820 км.
- Потолок практический: 9100 м.
- Разбег: 500 м.
Итог
Ознакомившись с вышеуказанным, можно полностью представить, как выглядит самолет «Ан-24». В целом модель неплохая. В те времена самолет «Ан-24», фото которого имеются в данном тексте, считался высококлассным в своем роде.