Воздушная подушка для амфибийного транспорта (ховеркрафта) создается путем нагнетания воздуха в специальную полость, находящуюся внизу корпуса. Конечно же, в ходе движения возникают определенные потери ее содержимого, что приводит к снижению эффективности транспортного средства. Однако и у этой проблемы есть решение: гибкое ограждение (юбка), которое изготавливается из текстильного материала и поддерживает подъем машины на значительную высоту – от 15 см до 2 м. Благодаря этому по динамике такое судно более сходно с летательным аппаратом.
Принцип движения
Все катера на воздушной подушке имеют тягу, которая обеспечивается двигателем – за счет нее и происходит движение. Некоторые суда оснащены двигателем, который одновременно создает тягу и нагнетает воздух – единый поток разделяется на два подпотока. Некоторые машины оснащены также двухдвигательной системой. В таком случае тяга создается одним движком, а воздушная подушка поддерживается за счет второго.
Преимущества новых СВП
Наилучшими считаются те суда, у которых имеется двухъярусное ограждение, легкость корпуса обеспечивается за счет использования композитных материалов, а движение и объем воздушной подушки поддерживаются с помощью двух отдельных двигателей.
Двухъярусное ограждение
Встречается в отечественных ховеркрафтах довольно редко, так как требует затрат на дорогостоящие материалы, а технология его изготовления никак не относится к разряду простых. Но именно такая воздушная подушка считается более прогрессивной, ведь ей не страшны неровности поверхности, рыхлый снег и возможные механические повреждения. Это ограждение состоит из двух частей: верхнего баллона с непостоянным давлением и отдельных сегментов, которые расположены под ним. Такое ограждение используется на всех европейских и американских СВП и называется классическим. За счет него во время движения по идеально ровной поверхности катер на воздушной подушке "парит" на высоте около 30 см, а если неровности все же присутствуют, в ход пойдут отдельные нижние сегменты, которые сокращают потери воздуха до незначительного минимума.
Композитный корпус
Композиты при создании корпуса имеют ряд преимуществ. Если легкость может обеспечить и добавление алюминия, то стойкость к коррозии да и простая механическая прочность свойственны только композитным материалам. При этом ремонт алюминиевого корпуса может быть произведен исключительно опытным сварщиком, а композитный корпус прекрасно ремонтируется с помощью обычной заплаты и специального клея.
Система двух двигателей
Эта схема гарантирует легкость, маневренность и грузоподъемность движения. Воздушная подушка будет отрываться от земли даже на низких скоростях, погрузочные и разгрузочные работы теперь может выполнять один человек, а главное – во много раз возрастает надежность и безопасность. Так как подушку питает отдельный двигатель с внушительным ресурсом, отказ основного тяглового двигателя не приведет теперь к падению судна на днище, последствия которого могут быть просто катастрофичными. Вы просто медленно и осторожно спланируете на усиленное днище, избежав тем самым не только повреждений ховеркрафта, но и угрозы собственной жизни.