Проекты в детском саду стали особенно актуальны после того, как в дошкольное образование были введены новые образовательные стандарты.
Основателем проектной технологии считают педагога, психолога, политика Джона Дьюи.
Что представляет собой проектная деятельность
Суть данной педагогической методики состоит в том, что учитель придумывает проект, направленный на решение конкретной исследовательской задачи. Затем его внедряют в работу с детьми. Малыши с удовольствием занимаются поисковой деятельностью.
Проект в детском саду в старшей группе предполагает совместную творческую либо игровую деятельность, направленную на развитие в подрастающем поколении инициативности, самостоятельности, целеустремленности, ответственности.
Этапы проектирования в ДОУ
Проекты в детском саду в средней группе предполагают пять этапов:
- формулировка воспитателем проблемы, указание цели работы, выбор задач;
- планирование деятельности, направленной на достижение поставленной цели;
- поиск научной информации, вовлечение в работу родителей воспитанников;
- презентация результатов проекта;
- сбор отчетов: схем, рисунков, фотографий в портфолио.
Педагог сам выполняет последний этап, накапливает материалы своих воспитанников.
Виды проектов
Какие можно использовать проекты в детском саду? Рассмотрим основные варианты:
- творческие проекты, предполагающие исследование задачи, демонстрацию полученных результатов в виде театрализованного представления;
- ролево-игровые виды, в которых для решения поставленной задачи дети выступают в образах персонажей сказки;
- творческо-исследовательские проекты, направленные на решение задачи в форме газеты, дизайна;
- информационные и практико-ориентированные варианты, предполагающие сбор ребятами информации, необходимой для дизайна группы.
При выборе форм работы педагог должен учитывать индивидуальные возрастные особенности дошкольников. Малыши отличаются повышенной двигательной активностью, поэтому проекты связывают с игровой деятельностью.
Классификация
Все проекты в детском саду подразделяют по продолжительности на:
- краткосрочные (несколько занятий);
- долгосрочные (в течение учебного года).
Воспитатель может работать как с одним ребенком (индивидуальная деятельность), так и с группой дошкольников (коллективная работа).
Проект в детском саду в старшей группе – это отличный способ вовлечения детей в активную творческую деятельность. Подобная работа способствует формированию познавательного интереса у детей дошкольного возраста, помогает воспитателю выстраивать индивидуальные образовательные траектории для каждого воспитанника.
Например, проекты в детском саду позволяют корректировать речевые проблемы у детей, развивать коммуникативные навыки.
Пример проекта в ДОУ
Как правильно организовать деятельность? Для того чтобы ответить на этот вопрос, приведем готовые проекты в детском саду. Например, в некоторых дошкольных учреждениях выделяют специальные логопедические группы.
Проект по теме «Лук: вкусно, полезно, интересно» предназначен для развития умения находить определенную информацию, составлять доклады, оформлять газеты.
Среди основных задач, которые ставит воспитатель:
- расширение представлений дошкольников о сортах, месте произрастания лука;
- формирование у ребенка навыков и умений подготовки пересказа;
- повышение заинтересованности родителей в творческой деятельности малышей.
Подобные проекты в детском саду способствуют совместной деятельности детей и взрослых. Результатом станет создание информационной газеты о луке.
Участниками данного проекта станут дошкольники, их папы и мамы, педагог, музыкальный работник.
Готовые проекты в детском саду предполагают использование специального инвентаря, наглядных материалов. Например, для рассматриваемого проекта потребуется рассада, рабочий инвентарь.
В информационном уголке воспитатель добавляет материал по теме, связанной с луком: пословицы, загадки, советы по выращиванию.
Начать такой проект группы детского сада можно с ролевой игры, в которой дети сами выбирают свои обязанности. Кто-то посадит лук, другой малыш будет поливать. Также выбирают ребенка (группу детей), которые займутся творческой деятельностью: аппликациями, рисунками.
План мероприятий
Воспитатель организует выставку детей по теме «Работа в нашем огороде». Для нее подбирается информационный материал: открытки, газетные вырезки, дидактические игры, художественная литература.
Далее сеют лук вместе с родителями и педагогом. Ребята из подготовительной группы демонстрируют младшим ребятам сказку «Чиполлино».
Медицинский сотрудник готовит для родительского собрания лекцию о пользе лука. Воспитатель выбирает с ребятами темы сообщений, по которым они будут оформлять творческие работы.
После завершения проекта подводятся итоги деятельности, оформляется газета, презентуются вкусные луковые блюда.
Музыкальный работник организует сопровождение церемонии награждения лучших кулинаров.
Заключение
Небольшие проекты в детском саду – это интеграционный вариант воспитательной программы. Подобная методика связана с использованием разных приемов, способствующих глубокому освоению темы. Проектная работа помогает учителям повышать эффективность и результативность воспитательного проекта.
В рамках реализации проектов в государственных дошкольных учреждениях по ФГОС второго поколения малыши получают навыки самостоятельной работы, педагог выступает в качестве тьютора.
Процесс решения поставленной воспитателем задачи настолько увлекает дошкольника, что он учится планировать работу, контролировать отдельные этапы, прогнозировать результаты. Среди главных задач, которые успешно решает проектная методика, отметим стимулирование природного любопытства дошкольников повышением их самооценки.
Малыши, принимавшие активное участие в исследовательской деятельности в дошкольном образовательном учреждении, намного успешнее и активнее своих сверстников во время школьной жизни.