Авиалайнер «Ан-158», фото которого расположены ниже, представляет собой одну из дальних модификаций популярной и успешной модели «Ан-148». Основным предназначением данного самолета считаются авиаперевозки пассажиров на региональных и местных направлениях. Следует отметить, что изначально планировалось его производство под маркой «Ан-148-200». Впрочем, со временем разработчики, представители конструкторского бюро имени Антонова («Антонов КБ»), переименовали новинку. Отзывы инженеров и многих экспертов в этой сфере характеризуют модель как судно, которое полностью соответствует современнейшим требованиям относительно экологичности и безопасности полётов.
Ключевые отличия от предшественника
Как уже было отмечено выше, базовым для новой модели стал самолет «Ан-148». Прежде всего, по сравнению с данной модификацией новинка получила более вместительный салон. В частности, максимально возможное количество перевозимых людей, помимо членов экипажа, составило 99 пассажиров. Достигнуто это было конструкторами «Антонов КБ» во многом за счёт увеличения (на два с половиной метра) длины пассажирского отделения. Помимо этого, в авиалайнере для пассажиров были установлены более вместительные багажные полки. Важнейшим инженерным решением стало совершенствование конструкции крыльев. Это позволило снизить прямые эксплуатационные затраты примерно на 12 процентов, и топливное потребление воздушного судна – на 3 процента.
Разработка
В 2009 году была завершена конструкторская разработка проекта новой модели авиалайнера «Ан-158». Активное участие в этой работе принимали представители более чем двухсот предприятий, расположенных на территории пятнадцати государств из разных уголков планеты. Нельзя не акцентировать внимание на том, что примерно семьдесят процентов из всех комплектующих деталей и узлов для этой модели производятся и поставляются отечественными компаниями.
Строительство и официальный дебют опытного образца
Создание дебютного экземпляра по времени заняло около одного года. Он представлял собой существенно перестроенную предыдущую модификацию («Ан-148»). Конструкторы в буквальном смысле этого слова перекроили самолёт и удлинили его корпус. Это решение позволило в дальнейшем установить внутри на 14 кресел больше. В средине сентября 2009 года стартовали работы по внутреннему переоборудованию лайнера. Большинство из агрегатов и узлов были позаимствованы у предыдущей модификации. Вместе с этим новинка получила целый ряд доработок и нововведений. 21 апреля 2010 года в Киеве представители «Антонов КБ» продемонстрировали прессе экспериментальный образец новой модели.
Серийное производство стартовало во второй половине 2010 года на авиационном производственном заводе «Антонов». Стоимость одного экземпляра такого самолета составляет ориентировочно тридцать миллионов американских долларов, однако может варьироваться в зависимости от его комплектации.
Первый полёт
Свой дебютный (тестовый) полёт новинка осуществила неделю спустя после представления – 28 апреля 2010 года. Судно взлетело с территории киевского заводского аэродрома, после чего успешно приземлилось в Гостомеле (Киевская область). Тогда пилоты подняли самолет на высоту, которая составила 8600 метров. По словам испытателей, модель отличалась высокой устойчивостью и превосходной управляемостью на всех тестируемых высотах. Члены экипажа по результатам полёта не сделали ни одного замечания.
Сертификация
На этапе лётных испытаний на соответствие фактических лётных данных проектным характеристикам в различных условиях эксплуатации проверяются абсолютно все пассажирские самолеты. «Ан-158» не стал исключением. Это и неудивительно, ведь соответствующие сертификаты, дающие право на коммерческое использование авиатехники, можно получить лишь по их результатам. Как правило, процесс испытаний и сертификации занимает около четырёх лет. В случае с данным воздушным судном это время было существенно сокращено, ведь испытывались лишь новые характеристики, что не заимствованы у «Ан-148». Как результат, 28 февраля 2011 года сертификация новинки полностью завершилась.
Модель может похвастаться наличием сертификатов авиационного межгосударственного комитета стран, входящих в состав СНГ, а также государственной украинской авиационной администрации на полное соответствие правилам «АП-25». Помимо этого, судно имеет документы, дающие право эксплуатировать его на американских и европейских линиях для осуществления перевозок 86 пассажиров на расстояние до 3100 километров и 99 пассажиров – на дистанцию до 2500 километров. Помимо всего прочего, машина сертифицирована в категории ICAO, где получила оценку IIIA, что означает возможность её взлёта и посадки в сложных метеорологических условиях. Здесь высота принятия решений находится на отметке в 30 метров, а видимость на взлётно-посадочной полосе составляет 200 метров.
Внешность
Как уже было упомянуто выше, базовой для авиалайнера стала модификация «Ан-148». С этим связана и внешняя схожесть двух моделей. За счёт двух дополнительных секций возросла общая длина фюзеляжа. Первая из них имеет длину 1150 миллиметров и располагается в носовой части, а вторая, длиной 550 миллиметров, находится сразу за центропланом. Как результат, силуэт самолета «Ан-158» является более грациозным. Общая длина авиалайнера равна 34,36 метра, в то время как высота судна – 8,6 метра.
Следует отметить, базовая версия воздушного судна позволяет модернизировать его в разнообразные варианты в зависимости от тех задач, которые планируется за счёт него выполнять. В частности, есть возможность создавать на основании модели военно-транспортные, грузовые, грузопассажирские, санитарные и другие модификации специализированного предназначения.
Шасси и крылья
В усилении шасси новинка не нуждалась. Это связано с тем, что наибольшая взлётная масса авиалайнера по сравнению с предшествующей версией не изменилась. Она является аналогичной самолёту «Ан-148-100Е» и составляет 43,7 тонны. Вместе с этим нельзя не отметить тот факт, что увеличение максимально возможного количества перевозимых пассажиров за счёт удлинения корпуса привело к уменьшению практической дальности полёта примерно на 400 километров.
Самолёт «Ан-158» получил существенно модернизированное крыло. Благодаря установке на него концевых аэродинамических поверхностей снизился размер топливного потребления авиалайнером. Что касается хвостового оперения, то оно отличается Т-образной конструкцией. Размах крыла составляет 28,91 метра, а его площадь – 84,32 метра квадратного.
Технические характеристики
В роли силовой установки в модели «Ан-158» используются два турбореактивных двигателя «Д-436-148», которые построены предприятием «Мотор Сич» и обеспечивают тягу, которая составляет 6730 килограмм. Разработкой данных агрегатов занималось Запорожское конструкторское машиностроительное бюро «Прогресс». Крейсерская скорость судна составляет 820 км/ч, в то время как максимальная – 870 км/ч. Машина расходует в среднем 1650 килограмм топлива в час. Лётный потолок установлен на отметке в 12 500 метров. Максимальное расстояние, на которое может летать этот региональный самолет, составляет 3100 километров. Наибольшая взлётная масса судна равняется 43 700 кг, а масса полезной нагрузки – 9800 кг.
Кабина пилотов
В состав экипажа входят два человека. В кабине пилотов установлен комплекс современной авионики, к которому относятся пять современных многофункциональных дисплеев с жидкокристаллическими индикаторами. Они предназначены для контроля всех бортовых агрегатов и систем, а также отображают всю необходимую полётную информацию. Все системы, техническое обслуживание, управление и эксплуатация судна сильно унифицированы под своего предшественника – модель «Ан-148». В связи с этим данные пассажирские самолеты (фото является ярким тому подтверждением) сильно похожи не только внешне, но и внутренне. Такая особенность является довольно удобной, поскольку нет необходимости дополнительно обучать под новую модификацию пилотов, а также наземный персонал, который выполняет текущее техническое обслуживание.
Эксплуатационные возможности
Отдельных слов заслуживают в авиалайнере «Ан-158» характеристики его эксплуатационных возможностей. В частности, машина может совершать авиаперелёты как в дневное, так и в ночное время, даже в довольно сложной метеорологической обстановке. Сюда относятся даже условия природного обледенения, когда температура воздуха находится на отметке в -30 градусов по Цельсию. В целом же самолет рассчитан на температурный режим, находящийся в диапазоне от -55 до +45 градусов. Для осуществления взлёта и посадки подходят аэродромы, которые располагаются на высотах от -300 до +3000 метров над уровнем моря. Возможность эксплуатации модели в таких условиях была доказана после проведения ряда испытаний. В частности, в феврале 2011 года машина произвела 16 полётов в Иране, а в ноябре 2013 года – прошла испытания на высокогорных аэродромах Боливии и Эквадора.
Заказчики
Самолет «Ан-158» в наше время занимает достойное место на рынке региональных авиалайнеров. Первый серьёзный заказ на модель поступил из Панамы летом 2011 года. Тогда был заключён контракт на поставку и дальнейшее послепродажное обслуживание двадцати машин. В апреле 2013 года кубинская авиационная компания Cubana de Aviacion приобрела три лайнера этой модели, после чего оформила заказ ещё на три экземпляра. В целом, о намерении приобрести более сотни суден «Ан-158» заявили авиаперевозчики из стран Латинской Америки, Африки, Азии, а также России и Украины.
В настоящее время инженеры конструкторского бюро имени Антонова ведут активную работу по повышению уровня комфорта для пассажиров и членов экипажа. Кроме этого, рассматриваются возможности и перспективы строительства грузовых и специализированных вариантов авиалайнера, способных выполнять самые разные задачи военно-транспортной или гражданской авиации.