В этом городе размещается одно из самых знаменитых «хранилищ старины» железнодорожной направленности. Музей паровозов в Новосибирске имеет весьма внушительные размеры (приблизительно три километра уникальных экспонатов поездов, вагонов и другой символики данной тематики).
В нем собрана значительная коллекция (свыше 100 экспонатов) паровозов, электровозов, тепловозов и вагонов, которые в основном работали на Западно-Сибирских железных дорогах. Помимо этого, Новосибирский музей железнодорожной техники им. Н. А. Акулинина (официальное название) имеет в своей коллекции такие советские марки легковых автомобилей, как "Москвич", ГАЗ, ЗАЗ (разного года выпуска) и несколько моделей тракторов, грузовиков и вездеходов.
История создания
В 1996 году на экспериментальном кольце ОАО «ВНИИЖТ» собралось существенное количество железнодорожной техники. В связи с этим главное управление локомотивного хозяйства выдвинуло предложение касаемо создания соответствующего музея. Впоследствии начался сбор всевозможных железнодорожных экспонатов, а в августе 2000 года музей паровозов был официально открыт. Его назвали в честь создателя и самого первого директора - Николая Акулинина.
Первый экспонат музея
Сразу возле входа установлен прототип паровоза братьев Черепановых. Ефим и Мирон построили на одном из Нижнетагильских заводов (Выйский завод) первый сухопутный пароход (старое название паровоза). Так 1834 год ознаменовался появлением первого паровоза в Российской империи. Помимо груза в 3,5 тонны, он мог провозить еще и 40 пассажиров.
Уникальные модели коллекции музея
Одним из таких неповторимых экспонатов является танк-паровоз фирмы "Борзиг". Он построен в XIX-XX вв. в Германии. Данная модель не имела тендера, поэтому запасы топлива и воды хранились на самом паровозе в специальных баках (танках), расположенных по бокам центрального парового котла.
Также вниманию туристов представлена модель грузового паровоза ЛВ-0040. Он был изготовлен на Ворошиловградском паровозостроительном заводе в 50-х гг. прошлого столетия.
Музей паровозов в Новосибирске демонстрирует модель грузового паровоза Эр-789. Серия Э была достаточно востребована, вследствие чего осуществлялось ее массовое производство. Локомотивы входили в число часто заказываемых моделей для срочного пополнения паровозного парка. Можно говорить о том, что данные паровозы пережили в стадии производства три войны. Изготовление протекало в восьми странах мира, где было задействовано 32 завода. Данная модель стала самой многочисленной среди отечественных локомотивов.
Как правило, черным цветом окрашивали грузовые паровозы, а пассажирские - зеленым или голубым. Они выглядят весьма старинными, однако им всего порядка 60-70 лет.
Какие еще экспонаты входят в коллекцию?
Наряду с прототипами паровозов и отдельных вагонов, там собрано большое количество железнодорожной техники. К примеру, весьма существенных размеров цистерна, предназначенная для перевозки жидкого чугуна.
Также музей паровозов имеет такой уникальный экспонат, как 16-осный миксер, грузоподъемность которого составляет 150 тонн, созданный в 1974 году.
Можно увидеть модель механизированной дрезины ТД-5 (шестиместная открытая самоходная транспортная машина, используемая для доставки/перевозки по железнодорожным путям инструментов, механизмов, различных материалов и рабочих).
Вниманию туристов представлена платформа, предназначенная для ремонта и обслуживания контактной сети, а также котлованокопатель и ледокол.
Ретро-автомобили как экспонаты музейной коллекции
Здесь имеются военные джипы, полуджипы, ЗИС-5. А также "Додж WC51", который с 1942 года поставлялся в СССР. Известно, что его в Красной Армии называли «Додж три четверти» (ввиду того, что он имел грузоподъемность 750 кг).
Имеется в коллекции и мини-трактор белого цвета, изготовленный на Харьковском тракторном заводе.
Новосибирский музей паровозов позволяет увидеть автомобили марки ГАЗ:
1. ГАЗ-51 – советский грузовик, который выпускался массово. Серийное его производство началось в 1946 году, однако первые образцы собирались еще до Великой Отечественной войны. Общий выпуск насчитывал около 3,5 млн экземпляров разных модификаций. С использованием советских чертежей он собирался и в Китае, и в Корее, и в Польше.
2. ГАЗ-63А – советский полноприводный грузовик. Он выпускался на протяжении 20 лет (1948-1968 гг.).
3. Зил-157 – автомобиль советской эпохи, имеющий ряд прозвищ: «Полтергейст», «Бабай», «Семечка», «Крокодил», «Захар», «Бэнц», «Трумэн», «Колун», «Ступа», «Мормон». А в Болгарии его прозвали «Джоган», на Украине — «Кабанчик», в Литве — «Шяшякойис крокодилас». В Магаданской области, Якутии, Камчатке и на Чукотке рассматриваемый автомобиль называли «Зурс» либо «Краб». Его кабина внешне напоминала утюг, поэтому на северо-западе он так и назывался - «Утюг». Также известно, что среди охотников Центрального федерального округа, а именно Рязанщины, данный автомобиль, имеющий унифицированный нулевой габарит кузова (КУНГ), приобрел прозвище «Зензюбель».
Это не последние экспонаты данного музея.
Музей паровозов на Рижском вокзале
Он был открыт в 2004 году и посвящен истории железнодорожной техники непосредственно Московской железной дороги. Чаще можно услышать другое название – Музей паровозов на Рижской площади.
На платформе под открытым небом установлены локомотивы и паровозы разного года выпуска и различной эпохи. Это и старинные представители железнодорожной техники, и их современные потомки.
Музей паровозов на Рижском вокзале предоставляет возможность своим посетителям забраться внутрь определенных экспонатов и даже покрутить в них рычаги, к некоторым моделям подведена лестница для удобства туристов.
На прилегающей территории музея можно увидеть паровоз весьма внушительных размеров, который окрашен в черный цвет. Он пускает дым и шипит, так как является действующим. На нем можно прокатиться. Его составные части – это паровоз, который относится к серии Э с номерным знаком 774-38, и два современных вагона.
Также здесь можно увидеть и тепловозы, и снегоуборочную технику. Имеются и специальные вагоны, к примеру, санитарный, который эксплуатировался во времена Великой Отечественной войны.
Как уже стало понятно, расположен рассматриваемый музей паровозов в Москве, точнее, на Рижской площади.
Железнодорожный музей северной столицы России
Он начал действовать с 1813 года. Специально для него было возведено в 1902 г. здание.
Здесь собрана весьма богатая коллекция всего, что сопряжено с железнодорожным транспортом: локомотивы, поезда, вагоны, строительные машины и вспомогательные предметы, предназначенные для бесперебойного передвижения поездов. Стоит отметить, что рассматриваемый музей паровозов в Санкт-Петербурге имеет уникальные экспонаты. Его выставочные модели экспонировались на масштабных международных выставках в ряде крупных городов, таких как, к примеру, Париж (1900 г.).
Почему данный музей называют учебным пособием?
Потому что подавляющее большинство посетителей - студенты. Они посещают музей паровозов в Петербурге в целях получения практических знаний касаемо железных дорог и поездов. Также при нем имеется клуб любителей для всех желающих.
В самом здании музея выставлено всего 3% всех моделей, но его работники компенсируют это выездом свыше 10 раз в год на мероприятия и выставки в университеты и школы.
В настоящее время музей паровозов в Санкт-Петербурге насчитывает 50 тыс. экспонатов, которые представлены макетами и моделями, действующими паровозами и поездами.
Где еще в России собрана коллекция паровозов?
Отдал дань истории железнодорожного транспорта и город Переславль-Залесский. Музей паровозов там располагается вблизи небольшой деревни. В нем собраны экспонаты разных эпох. Составы с вагонами (пассажирские и грузовые) установлены на рельсах, причем непосредственно под открытым небом.
Также там можно увидеть и модели снегоочистителей. Есть даже экспонат, изготовленный полностью из дерева.
Из Москвы по Ярославскому шоссе приблизительно 100 км до города Переславль-Залесский. Музей паровозов очень знаменит в тех местах. В нем есть также крытые ангары, где собрана и другая железнодорожная техника.
В музее можно увидеть комнату, где сохранилось старинное станционное оборудование, а в другом помещении до мелочей воспроизведен интерьер коморки дежурного по станции.
Вниманию туристов представлена также военная и сельскохозяйственная техника.
Музей узкоколейной железной дороги в Варшаве
Здесь демонстрируется огромная коллекция узкоколейных рельсовых средств передвижения: свыше 100 паровозов, электровозов и тепловозов, вагонов и дрезин.
Наиболее интересными экспонатами выступают:
- бричка Юзефа Пилсудского;
- дрезина «Варшава»;
- военный салон-вагон;
- вагон конной ж/д;
- платформы для быстрой перевозки боеприпасов;
- старинные польские узкоколейные паровозы (1882-1883 гг.).
Именно этими экспонатами славится Варшава. Музей паровозов там имеет два экспозиционных зала, в которых размещены старинные фотографии, модели, билеты, железнодорожная форма, документы, печати и фонари.
Исторической ценностью обладает подлинное помещение дежурного диспетчера, которое оборудовано устройствами минувших эпох.
Как выглядит музей железнодорожной техники в Ростове-на-Дону?
В нем собраны такие экспонаты, как паровозы довоенного, послевоенного выпуска, тепловозы, электровозы, краны и специальная техника.
Весьма существенную роль для города сыграл данный железнодорожный музей паровозов. Ростов-на-Дону благодаря ему стал весьма популярен среди иностранных туристов.
В его коллекции есть даже такой экспонат, как трофейный немецкий паровоз. А на некоторых моделях можно увидеть вмятины от пуль. Интересно посмотреть и на довоенные вагоны, среди которых есть рефрижератор, топливные цистерны, вагоны, служащие для перевозки и товаров, и пехоты, а также специальный вагон – штаб СКВО.
Железнодорожный музей в Нижнем Новгороде
Еще один знаменитый музей паровозов. Нижний Новгород (Канавинский район) представил в 1996 году вниманию жителей и туристов данную «сокровищницу старинной железнодорожной техники». Этот достаточно небольшой музей старинных паровозов находится около озера (поселок Сортировочный).
Экспонаты собирались в его коллекцию с 1993 года. Там можно увидеть пятнадцать старинных локомотивов, каждый из которых имеет свою интересную историю. В музее демонстрируется отечественная, немецкая и шведская техника: промышленные, грузовые и, конечно, пассажирские паровозы.
Итак, старинную коллекцию железнодорожной техники имеет и Санкт-Петербург, и Москва, и Нижний Новгород, и Переславль-Залесский, и Варшава. Музей паровозов – это место, где можно перенестись в старину и насладиться исторической ценностью каждого экспоната.