Необыкновенно интересной и красивой является Янтарная комната в Екатерининском дворце. Ее даже вполне заслуженно называют чудом света. Появление этого уникального помещения овеяно мифами и легендами. А исчезновение данного шедевра в военное время до сих пор волнует воображение. К счастью, Янтарную комнату все же удалось восстановить. В этой статье мы расскажем подробно о ее истории, а также о том, где находятся Екатерининский дворец, Янтарная комната. Стоимость билетов и время работы музея также можно узнать из данной статьи.
Прусский период
Прусские короли Курфюрсты Бранденбургские (а Пруссия считалась знаменитым центром янтарного промысла в Европе) с 1618 года в качестве подарков другим князьям стали по традиции дарить янтарь, это "золото" Балтийского моря, как его именовали. Благодаря чему искусство обработки этого камня стремительно развивалось, а одной из его вершин и стала Янтарная комната. Она была создана в период расцвета прусского и в целом немецкого искусства, а именно на рубеже XVII и XVIII веков.
Курфюрст Фридрих III (годы правления - 1657-1713 гг.) в 1701 году взялся за реконструкцию своей столицы и в частности королевской резиденции - целого комплекса зданий, относившихся к XVI-XVII векам. Придворный архитектор короля И. Ф. Эозандер сделал загородное владение настоящим дворцом, построенным по версальскому образцу. В наши дни доподлинно известно, что этот архитектор создал проект Янтарного кабинета. Литценбург и Ораниенбург, два дворца короля Пруссии, с которыми связывают судьбу Янтарной комнаты, с 1707 года стали местом деятельности Эозандера. Сначала Янтарная комната была предназначена для оформления дворца Литценбург. При жизни королевской семье не удалось увидеть эту комнату законченной. Работа была в 1709 году еще в самом разгаре. К тому времени скончалась София-Шарлотта (в 1705 году). Фридрих I принял решение остановить реализацию проекта и украсить панелями из янтаря галерею в другом своем дворце - Ораниенбурге. Скорее всего, король решил прекратить строительство, чтобы сохранить дворец Литценбург, резиденцию своей супруги, таким, каким он был при ее жизни. Стены зала, в которые предполагалось установить янтарные панели, украсили золотым галуном и дамастом. И сегодня во дворце Литценбург можно полюбоваться Красной дамастовой комнатой. В память о королеве Софии-Шарлотте этот дворец стал называться Шарлоттенбургом.
Затем король поручил Эозандеру увеличить дворец в Ораниенбурге, добавив туда Янтарную галерею длиной 30 метров, превосходившую своими размерами первоначальный проект. Однако, несмотря на активные работы, эта галерея не была закончена при жизни Фридриха I, умершего в 1713 году.
Подарок Петру I
Русский император был восхищен работой Эозандера и не скрывал своего желания иметь подобное произведение искусства у себя в стране. Фридрих-Вильгельм I, наследник короля (годы жизни - 1688-1740, правление - с 1713 года), ввел в своей стране жесткую дисциплину, целью которой была практическая польза, и решил прекратить столь дорогостоящие работы во дворцах своего отца. Но нескрываемое восхищение многочисленных гостей побудило его вмонтировать янтарные панели в кабинет, принадлежащий парадным покоям Берлинского королевского замка. Это был единственный пдтвержденный факт пребывания этого шедевра в Берлине до отправки в русскую столицу, Санкт-Петербург.
Петр I еще при жизни Фридриха I лично осмотрел панели для Янтарной галереи во время своего визита в Берлин. В ноябре 1716 года во время встречи с его сыном, состоявшейся ради заключения союза между Пруссией и Россией, Фридрих-Вильгельм I преподнес императору дорогие подарки, среди которых значился и Янтарный кабинет. 13 января 1717 года Янтарная комната была доставлена в Петербург в 18 ящиках, в которых, кроме готовых панелей, было большое количество не использовавшихся ранее фрагментов.
Свидетельств о том, где царь Петр I планировал установить эти панели, не сохранилось, поэтому предположения об их предполагаемом использовании в интерьере Зимнего дворца остаются беспочвенными.
Янтарная комната во время правления Елизаветы Петровны
В 1743 году дочь императора Елизавета Петровна после вступления на царство велела поместить подарок в новую строившуюся резиденцию - Третий Зимний дворец. Для проведения работ был приглашен итальянский архитектор А. Мартелли. Под руководством другого великого архитектора - Ф. Б. Растрелли - уже в 1746 году преображенный Янтарный кабинет появился в Зимнем дворце. Однако некоторых элементов для нового интерьера недоставало, поэтому Растрелли принял решение установить зеркальные пилястры и вставить дополнительные панно, расписанные "под янтарь". В 1745 году король Пруссии Фридрих II подарил русской императрице еще одну исполненную по проекту А. Рейха янтарную раму, в украшении которой использовались мотивы и аллегории, прославлявшие величие Елизаветы Петровны. В 1746 году Янтарная комната стала использоваться для официальных приемов, хотя ее много раз во время неоднократных реконструкций Зимнего дворца переносили с места на место.
Янтарная комната в Екатерининском дворце
Через 12 лет, в июне 1755 года, уже в Царском Селе по указу императрицы начинает создаваться под руководством Растрелли Янтарная комната (где находится Екатерининский дворец, сегодня знает каждый). Так наступила новая эпоха славы этого шедевра в России, продолжавшаяся около двухсот лет.
Дворцовый зал, отведенный для нее, был площадью 96 квадратных метров, что существенно превышало размер прежней комнаты. Поэтому панели были размещены в среднем ярусе на трех стенах и разделены пилястрами с зеркалами и золоченой резьбой по дереву. Там, где янтаря недоставало, стены зала были затянуты холстом и украшены росписью "под янтарь", выполненной художником И. И. Вельским. Растрелли блестяще справился со своей задачей, усилив интерьер прекрасными бронзовыми светильниками, живописным плафоном, позолоченной резьбой, зеркалами и паркетом из различных драгоценных пород дерева.
Центр потолка украшала огромная по размерам картина неизвестного художника из Венеции XVIII века, изображающая Мудрость, оберегающую Юность от соблазнов любви.
Средний, центральный ярус составили 8 вертикальных панно, из которых в четырех были помещены мозаики из цветных камней, выполненные во Флоренции в 1750-х годах, образно изображавшие пять основных чувств: Слух, Зрение, Осязание, Вкус и Обоняние.
Янтарный кабинет Екатерининского дворца имел роскошное убранство. Его составляли китайский фарфор и комоды русской работы. В Янтарной Комнате хранилось и одно из самых больших собраний изделий из янтаря в Европе, а со временем появился музей янтарных вещей, где были шахматы, ларцы и шашки.
Личные предметы членов королевской семьи
С середины XVIII века в Царское Село, где к тому времени появились высококлассные мастера по обработке янтаря, стали поступать из Камерцалмейстерской кладовой для ремонта различные предметы, принадлежавшие членам королевской семьи. В документах указано, что в 1765 году сюда привезли для починки более 70 изделий из этого камня, среди которых были предметы культа (распятия и кресты), мебель (поставцы, кабинеты и шкафы) и предметы домашнего обихода. Особую группу вещей времени Елизаветы составляют настольные украшения, выполненные в виде створки раковины с акантовыми листьями и барочной волютой. Все они декорированы резными изображениями. Эти изделия, видимо, украшали праздничный стол императрицы Елизаветы Петровны во время торжественных приемов.
Янтарная комната во времена Екатерины II
В 1763 году императрица Екатерина II издала указ, по которому все холсты, расписанные "под янтарь", должны были быть заменены настоящей мозаикой из янтаря. На грандиозную работу ушло 4 года и 450 килограммов этого камня. В 1770 году работы были завершены.
По указу Екатерины II, уделявшей большое внимание развитию мебельного дела в России, Янтарная комната пополнилась многочисленными шедеврами этого ремесла.
По описи, составленной Д. Григоровичем, к концу XIX века во дворце имелось большое количество мебели, в основном комоды и столы. В основном она была французского происхождения. Там, где место изготовления указано не было, скорее всего речь шла о русских изделиях. Один из экспонатов, комод, особенно интересен. Необычная судьба его и парного к нему комода весьма любопытна. В годы Великой Отечественной войны они были оставлены во дворце и вывезены в Германию оккупантами, а через полвека один из них вернулся на прежнее место. В довоенных фотографиях Янтарной комнаты были зафиксированы оба комода, они также были включены в описи музея в 1938-1940 годах. Возвращенный предмет интерьера имеет маркировку, которая соответствует номерам из учетных документов дворца. В 1990-х годах комод был обнаружен в Берлине, в частной коллекции, и выкуплен у ее обладателя по инициативе журнала "Spiegel", а позже, уже в 2000 году, вновь обрела этот шедевр Янтарная комната Екатерининского дворца (г. Пушкин). Комод, помимо своей интересной судьбы, любопытен сам по себе, как образец одного из первых опытов создания мебели в России по образцам французских изделий, относящихся к 1760-м годам.
Поскольку сильные перепады температуры, сквозняки и печное отопление разрушали янтарь, только в XIX веке трижды осуществлялась реставрация Янтарной комнаты.
Снимок Янтарной комнаты
В 1907 году братья Люмьер выпустили первые пластинки-"автохромы", разработав трехцветный мозаичный растр. Это были одни из первых цветных изображений в истории фотографии. В 1917 году Лукомский, глава Художественно-исторической комиссии, работавшей во дворцах, получил разрешение осуществить съемку во дворцах Царского Села. В том числе планировалось снять и в г. Пушкин Екатерининский дворец, Янтарная комната также должна была быть сфотографирована. Это являлось необходимостью для создания каталогов музейных экспонатов. Съемка была проведена А.А. Зеестом. В Екатерининском дворце фотографии были сделаны в июне, а в Александровском - с 14 августа 1917 года, сразу же после того, как последний русский император Николай II вместе с семьей был отправлен в Тобольск. П. К. Лукомский 11 октября 1917 года получил 140 снимков, на одном из которых была запечатлена и Янтарная комната в Екатерининском дворце. Вплоть до 1941 года он остается единственным цветным ее изображением.
В 1933-1935 годах мелкие работы по реставрации проводил скульптор И. Крестовский.
Утрата интерьера
Летом 1941 года планировалась грандиозная реставрация шедевра, однако начавшаяся Великая Отечественная Война помешала ее осуществлению. Янтарную комнату хотели эвакуировать, для чего мозаики были заклеены тонким слоем специальной папиросной бумаги. Но пробное снятие панно показало, что янтарь осыпается. Очень важно было сохранить от разграбления Екатерининский дворец. Янтарная комната, цена которой была поистине огромна, непременно должна была быть скрыта от оккупантов. Поэтому было принято решение подвергнуть ее консервации на месте. Панно заклеили марлевой тканью, заложили чехлами из ватина и закрыли их деревянными щитами.
Когда Янтарная комната (Екатерининский дворец, г. Пушкин) подверглась нападению немецких солдат, среди которых была команда специалистов по вывозу художественных ценностей, панно сняли и отправили в Кенигсберг.
Здесь она находилась вплоть до весны 1945 года. По сообщению немецкой газеты "Кенигсберг альгемайне цайтунг", искусствовед Альфред Роде 13 ноября 1941 года организовал выставку драгоценных камней и некоторых элементов убранства Янтарной комнаты (укрытой в безопасном месте) в Прусском художественном музее. В 1944 году, когда немцы отступали, панели снова разобрали, сложили в ящики и отправили в неизвестном направлении. С тех пор Янтарная комната остается утерянной.Возрождение шедевра
В 1979 году Советом Министров РСФСР было принято решение о воссоздании янтарных панно.
В 1983 году по фотографиям и негативам Янтарная комната в Екатерининском дворце начала возрождение по проекту архитектора А. А. Кедринского. В 1994 году установили первые панели в нижнем ярусе, а еще через два года была завершена работа над мозаикой "Зрение". В апреле 2000 года в музей возвратились обнаруженные в Германии комод русской работы и мозаика "Осязание и Обоняние", которые входили в убранство комнаты.
В июне 2003 года, в честь трехсотлетия Санкт-Петербурга, в Пушкине (Екатерининский дворец) Янтарная комната была открыта для посещения. В торжественной церемонии приняли участие руководители России и Германии. Работа, продолжавшаяся 24 года, была завершена. Начался новый период в истории этого грандиозного произведения искусства!
Янтарная комната (Дворец Екатерининский): где находится, часы работы
Город Пушкин, в котором расположен музей, находится в 25 километрах от Санкт-Петербурга.
В настоящее время Екатерининский дворец (Янтарная комната) работает ежедневно с 10 до 17 часов, единственный выходной день - вторник, а каждый последний понедельник месяца является санитарным днем.
В летний период обслуживание туристических групп и официальных делегаций осуществляется с 10 до 16 часов, а с 16 до 17 - вход по билетам для индивидуальных посетителей. Если заказные группы отсутствуют, обслуживание отдельных посетителей может осуществляться и в другое время. Билеты предварительно не продаются, их нужно купить в кассе, находящейся в вестибюле дворца (г. Пушкин, Царское Село, Екатерининский дворец).
Янтарная комната, посещение которой является платным, предлагает скидки для некоторых категорий населения. Так, стоимость билетов для взрослых составляет 400 рублей, а для учащихся, студентов вузов России, а также пенсионеров РФ и Белоруссии - 300 рублей. Такие цены на билеты установил Екатерининский дворец. Экскурсия по залам (Янтарная комната в том числе) оплачивается отдельно.