Все мы писали в детстве школьное сочинение «Герой нашего времени» по роману Михаила Юрьевича Лермонтова, но большинство учащихся не очень задумывались над мотивами писателя и предысторией произведения. Рассуждая объективно, не каждый школьник способен понять сложные психологические переживания взрослых людей. Поэтому к классическому произведению, с одной стороны - простому, а с другой – глубокому, необходимо возвращаться в зрелые годы и заново переосмысливать, находить общее или противоположное с собой, миром, Вселенной...
Рождение жанра
Произведение «Герой нашего времени» было первым прозаическим романом, написанным в стиле социально-психологического реализма. Нравственно-философское произведение содержало помимо истории главного героя также яркое и гармоничное описание жизни России 30-х годов XIX века. Это было своего рода экспериментальное новшество в плане жанра со стороны автора, так как в то время такого жанра как «роман» не существовало. Лермонтов позже признавался, что писал роман «Герой нашего времени», опираясь на пушкинский опыт и литературные традиции Западной Европы. Особенно это влияние заметно в чертах романтизма данного романа.
Предпосылки написания
В 1832 году М. Лермонтов написал стихотворение «Я жить хочу! Хочу печали...» Откуда у молодого человека такое отчаяние вместе со зрелостью мысли, точностью видения и таким неудержимым желанием бури? Может быть, именно это жизнеутверждающее отчаяние привлекает к себе внимание многих поколений читателей и делает поэзию Лермонтова актуальной и сегодня? Мысли о желании бури возникают и в стихотворении «Парус», написанном в том же году: «А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой!» Его современник, почти ровесник, А. Герцен говорил о своем поколении как об «отравленном с младенчества».
Чтобы понять эти слова, следует вспомнить, в какую эпоху пришлось жить Лермонтову, и время, которое отразилось позже в романе «Герой нашего времени». Сочинение по роману правильнее начинать с анализа более ранних стихов поэта, так как именно в них видны предпосылки, побудившие автора на создание уникального произведения.
Молодость М. Лермонтова пришлась на время, которое было достаточно печальным для истории России. 14 декабря 1825 года на Сенатской площади в Петербурге произошло восстание декабристов, которое закончилось поражением. Организаторов восстания повесили, участников отправили в двадцатипятилетнюю ссылку в Сибирь. Ровесники Лермонтова, в отличие от сверстников Пушкина, росли в атмосфере притеснений. Это должны учитывать современные школьники, готовя на эту тему сочинение.
«Герой нашего времени»
Лермонтов наделил героя «невеселой сущностью бытия» своей эпохи. В то время полководцы исполняли роль подавителей народа, судьи были нужны для вершения несправедливого суда, поэты – для прославления царя. Нарастала атмосфера страха, подозрения, безнадежности. В юности поэта не было света и веры. Он вырос в духовной пустыне и все время пытался вырваться из нее.
В стихотворении «Монолог» есть строка: «Средь бурь пустых томится юность наша...» Трудно поверить, что автору поэтического произведения исполнилось всего 15 лет! Но это не был обычный юношеский пессимизм. Лермонтов еще не мог объяснить, но уже начинал понимать, что человек, который не имеет возможности действовать, не может быть счастливым. Через десять лет после «Монолога» он напишет роман «Герой нашего времени». Сочинение на эту тему обязательно должно содержать рассуждение о времени текущем и о месте человека внутри него. Именно в «Герое нашего времени» автор объяснит психологию своего поколения и отразит ту безысходность, на которую обречены его ровесники.
История написания
При написании сочинения будет разумным указать, что роман Лермонтов начал писать в 1838 году под воздействием кавказских впечатлений. Сначала это был даже не роман, а отдельные повести, объединенные главным героем. В 1839 году журнал «Отечественные записки» сообщил, что М. Лермонтов готовит к печати собрание своих повестей. Каждая из этих повестей опиралась на определенную литературную традицию: «Бэла» была написана в стиле очерка путешественника, «Княжна Мэри» - по традициям светской повести, «Тамань» - в духе лирической новеллы, «Фаталист» - в манере «повести о таинственном случае», которая была популярной в 1830-х годах. Позже из этих повестей родится полноценный роман «Герой нашего времени».
Сочинение-рассуждение кратко можно дополнить событиями, описанными в романе «Княгиня Лиговская» (1836). Это произведение хронологически и сюжетно предшествовало «Герою». Там впервые и появился Печорин, гвардейский офицер, который был влюблен в княгиню Веру Лиговскую. Отдельная же глава «Тамань» была написана в 1837 году, явившись как бы продолжением «Княгини Лиговской». Все эти произведения связаны между собой и имеют единую социально-философскую линию, единую концепцию и жанровую направленность.
Редакционные правки
В новой редакции была изменена композиция романа «Герой нашего времени». Сочинение рекомендовали дополнить хронологией написания: повесть «Бела» стала начальной главой романа, за ней шли «Максим Максимыч» и «Княжна Мери». Позднее первые две повести были объединены заголовком «Из записок офицера» и стали ведущей частью романа, а второй частью стала «Княжна Мери». В ней задумано было изложить щемящую «исповедь» главного героя. В течение августа-сентября 1839 М. Лермонтов решил полностью переписать все главы за исключением главы «Бэла», которая на то время была уже опубликованной. Именно на этой стадии работы в роман вошла глава «Фаталист».
В первой редакции роман имел такое название «Один из героев начала века». Состоял он из четырех частей – четырех отдельный повестей, хотя по смыслу роман делился самим автором только на две части. Начальная часть – записки офицера-рассказчика, вторая – записки героя. Введение главы «Фаталист» углубило философскую струю произведения. Разбивая роман на части, Лермонтов не ставил задачу сохранить хронологию событий, целью было максимально раскрыть душу главного героя и душу народа той неспокойной эпохи.
К концу 1839 г. М. Лермонтов создает окончательную редакцию романа, включив в нее главу «Тамань» и изменив композицию произведения. Роман начинался главой «Бэла», далее шла «Максим Максимыч». Записки главного героя, Печорина, теперь начинались главой «Тамань», а заканчивались «Фаталистом». В этой же редакции появился и известный «Журнал Печорина». Итак, роман складывается из пяти глав и появляется новое название: роман «Герой нашего времени».
Что общего между Печориным и Онегиным
Фамилия главного героя романа связывала его с пушкинским Евгением Онегиным. Фамилия Печорин происходит от названия великой русской реки Печоры, находящейся недалеко от Онеги (отсюда, как уже отмечалось, и фамилия Онегин). И эта взаимосвязь вовсе не случайна.
Вслед за А. Пушкиным М. Лермонтов обращается к изображению своего современника и анализирует его судьбу в условиях своего времени. Лермонтов еще глубже проникает в тайны души главного героя, усиливая психологизм произведения и насыщая его глубокими философскими размышлениями о морали общества.
Жанровая принадлежность
«Герой нашего времени» - сочинение-рассуждение, первый морально-психологический прозаический роман в русской литературе. Это разновидность реалистического романа, в котором основное внимание сосредоточено на решении поставленных писателем нравственных проблем, требующих глубокого психологического анализа.
В романе автор решает актуальные для своего времени морально-этические проблемы: добро и зло, любовь и дружба, смерть и религия, назначение человека и свобода воли. Психологизм произведения заключается в том, что Лермонтов сосредоточивает внимание на личности героя, его душевных переживаниях. Перед читателем предстает «обнаженная» душа Печорина. Роман «Герой нашего времени» – это история его души.
Характеристика произведения
Автор несколько раз менял композицию, чтобы полнее раскрыть главную проблему – душевные искания главного героя. В этом весь Лермонтов. «Герой нашего времени», тема которого видится в описании жизненных ситуаций и поворотов в судьбе главного героя, напрочь лишен всякой хронологии. Возникает вопрос: почему автор не придерживается хронологии в расположении глав? Хронологическая непоследовательность объясняется несколькими причинами.
- Во-первых, в романе есть элементы различных жанров: заметок, дневника, светской повести, очерка и тому подобное.
- Во-вторых, автор стремился заинтересовать читателя, осуществить «путешествие» в психологию героя, погрузить читателя в глубины внутреннего мира персонажа.
Благодаря сложной и «непоследовательной» структуре произведения в романе несколько рассказчиков, в каждой главе - свой. Так, в главе «Бэла» о ходе событий читатель узнает из рассказа Максима Максимовича (Максимыча), в «Максиме Максимыче» рассказ ведет офицер, главы «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» представлены в форме журнала и дневника главного героя. То есть рассказчиком является сам Печорин. Формы журнала и дневника позволяют дать автору не только анализ души героя, но и глубокий самоанализ личности.
Печорин и Белла: безразличие и любовь
По характеру Печорин был авантюристом. Как еще объяснить ситуацию, когда Азамат, сын одного из местных князей, похитил сестру Бэлу и привез Печорину, а в ответ Печорин крадет для Азамата лошадь у Казбича? Герой не уставал дарить своей женщине дорогие подарки, чем в конечном итоге завоевал ее расположение. Девушка привлекала его своей гордостью и непокорностью.
Если говорить о силе чувств, ответной либо безответной любви, то симпатии Лермонтова на стороне Бэлы – она действительно полюбила Печорина по-настоящему. А вот главный герой словно плыл по течению, он и сам не мог определить, испытывает ли к девушке настоящие чувства, или это страсть клокочет в его душе и теле. В этом и трагедия главного героя – он оказался неспособен глубоко сопереживать. В любовной связке Печорин-Бэла заложены темы сочинений. «Герой нашего времени» содержит немало моментов, раскрывающих способность главного героя к сильным чувствам. Печорин осознает, что является причиной несчастий других, но пока не понимает, в чем же дело. В результате все его переживания сводятся к скуке, душевной опустошенности и разочарованию.
Впрочем, говорить о полной бессердечности не приходится. Когда Бэла умирает ужасной смертью, это вызывает сочувствие к ней не только у Максима Максимыча и читателей. В последние минуты жизни Бэлы Печорин стал «бледный как полотно». А потом «долго был нездоров, похудел, бедняжка... » Он чувствовал свой грех перед ней, но пытался все свои чувства скрыть глубоко в душе. Возможно, поэтому он разразился «странным смехом», так напугавшим Максима Максимыча. Скорее всего, это был своеобразный нервный срыв. Так мог вести себя лишь настоящий «герой нашего времени». Сочинение черт его характера автору было близко – он жил рядом с такими людьми бок о бок каждый день. Читатель видит поступок Печорина глазами повествователя Максима Максимыча, но не понимает причин этих поступков.
Отношение Максима Максимыча к Печорину
«Он такой беленький, мундир на нем такой новенький, что я сразу догадался, что он на Кавказе у нас недавно» - таким увидел Печорина Максим Максимыч. Из описания чувствуется, что рассказчик симпатизирует Печорину. Об этом свидетельствуют слова с уменьшительно-ласковыми суффиксами, которые использует рассказчик, и фраза «Славный был парень...».
В романе «Герой нашего времени» сочинение о жизни Печорина могло быть написано отдельной многостраничной книгой – настолько неоднозначный, яркий и глубокий образ был заложен в нем автором. Печорин отличался от других своим поведением: реакцией на изменения температуры, внезапной бледностью, длительным молчанием и неожиданной разговорчивостью. Из-за этих «необычных» для старожилов признаков Максим Максимыч посчитал Печорина странным.
Максимыч понимал чувства, движимые более молодым Печориным, однако считал необходимым вернуть девушку отцу, хотя сам сильно привязался к Бэле, уважая ее за гордость и выдержку. Впрочем, ему же принадлежат слова: «Есть люди, с которыми непременно следует соглашаться». Максим Максимыч имел в виду Печорина, который был сильной личностью и мог подчинить своей воле всех.
Колорит природы
Лермонтов в российской прозе - один из первых авторов, для кого природа не голые декорации, а полноценный герой повествования. Известно, что автор был пленен красотами Кавказа, его суровостью и величием. Роман Лермонтова «Герой нашего времени» просто пронизан картинами природы – дикой, но прекрасной. Как отмечает ряд критиков, именно Лермонтов к уже используемому другими писателями понятию «очеловечивание природы» впервые добавил «оприроживание человека». Особые художественные приемы в описании природы позволили подчеркнуть дикие законы, по которым жили люди гор. Такой же точностью в описании и яркостью колорита Кавказа отличаются картины, написанные лично М. Ю. Лермонтовым.
Выводы
Итак, произведение «Герой нашего времени» - уже в самом названии первого романа заложена вся его суть. Печорин – олицетворение поколения. Нельзя утверждать, что все люди метались в душевных переживаниях, страдали от недопонимания, а их души очерствели. Главный герой олицетворял не столько сограждан, сколько эпоху – сложную, временами жестокую к людям, но одновременно сильную и волевую. Именно об этом необходимо помнить, готовя сочинение «Герой нашего времени». Лермонтов блестяще передал атмосферу общества в истории одного героя.