Танки вермахта (вооружённых сил Германии) вполне гармонировали с тогдашней немецкой концепцией их применения. При разработке первых боевых машин во главу угла ставилась боевая мощь и подвижность. Последнюю планировалось обеспечить за счёт небольшой толщины брони. Тем не менее, защита должна была выдерживать бронебойные пули, выпущенные из пулемётов винтовочного калибра. Во время Первой Мировой именно из-за пулемётов фронт стал статичным. Поэтому теоретики считали, что противопульная защита вернёт войскам должную мобильность.
Нарушение Версальского договора
Согласно Версальскому договору, заключённому после поражения Германии в Первой мировой войне, этой стране запрещалось производство импорт танков, а также других подобных машин. Но немцы тайно нарушили это ограничение ещё в 1925 году, запустив проект «Большой трактор». Результатом этой программы стали 6 танков, которые полностью собрали к началу 1929 года. Но проводить испытания в самой Германии было нельзя, поэтому боевые машины направили в СССР (танковая школа под Казанью). После проведения полевых испытаний немецкие инженеры учли все недостатки, так что в будущем лёгкие, средние и тяжелые танки Вермахта стали намного совершеннее. В Германии назревало производство боевых машин первого поколения.
Pz.I
Первые немецкие танки Pz.I относились к категории лёгких. Простота их конструкции и невысокая стоимость позволили наладить серийное производство. Только путь на конвейер был непростым. Первый танк пошёл в разработку лишь в 1930 году под кодовым названием «Малый трактор». Шасси заказали в фирме «Крупп». Чтобы ускорить процесс производства немцы решили использовать копию английской подвески танка «Карден-Лойд». Для сохранения секретности все детали закупались через фирмы посредники. Но в итоге, немецкие инженеры так и не дождались этой подвески, воссоздав её по рисункам и фото английского аналога. Тогдашний мировой кризис сильно притормозил процесс производства, и выпуск первой серии состоялся только в 1934 году. С этого времени нацисты ориентировали немецкую промышленность на создание танков для будущих завоеваний. Активно открывались танковые школы для обучения водителей. Германия готовилась ко Второй мировой войне.
Первая модификация
К концу 1935 года танки Вермахта, фото которых прилагается к статье, достигли численности в 720 единиц. Все они пошли на оснащение боевых дивизий, сформированных в этом же году. В 1936 году было основано три танковых дивизии, которые нацисты привели в состояние полной боеготовности.
Однако танк Pz.I нужно было модифицировать. Инженеры выявили недостаточную удельную мощность (всего 11 л. с. на тонну). Эта проблема была решена путём замены старого мотора новым двигателем (100 л. с.) от фирмы «Майбах». В подвеску танка вместо опорного катка добавили обычный ленивец. Новая модель получила обозначение Pz.I Ausf.B. Её выпуск начался в середине 1936 года, и уже через двенадцать месяцев новая танковая дивизия насчитывала 1175 модифицированных штук.
Pz.II
Ещё в 1933 году немецкое руководство осознало, что комплектование дивизий будет безнадёжно запаздывать. Чтобы танки Вермахта поступили в достаточном количестве, инженерам приказали работать над созданием новой лёгкой модели. Она получила название La.S. 100, но после того как попала на вооружения в дивизию, была переименована в Pz.II. Нацисты не стали оригинальничать и взяли в качестве прототипа танк Pz.I. Главное отличие новой машины – просторная башня. Это существенно усилило вооружение танка: левый пулемёт был заменён автоматической пушкой в 20-мм. Её хотели установить ещё на модель первого поколения Pz.I, но та была для неё слишком тесной.
Конечно, главное назначение пушечного вооружения – борьба с танками противника. Но самое важное это то, что вражеские щиты артиллерийских орудий были бессильны против пушечных выстрелов. Скорострельная противотанковая пушка являлась самым опасным оружием того времени. Её боекомплект был оснащён осколочно-фугасными и бронебойными снарядами.
Pz.III
Разработка среднего танка Pz.III началась в 1933 году. А в конце 1935 года компания «Даймлер-Бенц» выиграла тендер на постройку 25 единиц установочной серии. Башни были предоставлены фирмой «Крупп». После выпуска первой партии стала очевидна недоведённость конструкции боевой машины. Танки Вермахта нуждались в усовершенствовании. На него у инженеров ушло целых три года.
Первые малочисленные серии имели интересную особенность в плане вооружения: два пулемёта были спарены с пушкой, а третий располагался в корпусе танка. Машины оснащались лишь 14,5 мм противопульной бронёй. А несовершенные подвески снижали подвижность на пересечённой местности. В общем, каждая новая модификация Pz.III приближала немцев к танку, пригодному для массового производства.
Самой удачной из них стала боевая машина Pz.III Ausf.E. За счёт того, что шасси разрабатывались фирмой «Даймлер-Бенц», у этого танка были лучшие в мире ходовые качества и самая высокая скорость – 68,1 км/ч. А усиленная броня (6 см) и мощная 50-мм пушка, делали его самой грозной боевой машиной того времени. Этот факт подтвердится через много лет, когда исследователи детально изучат трофейные танки в Вермахте.
Pz.IV
Разрабатывался компанией "Крупп" для поддержки лёгких и средних Pz.III. Для этого танк вооружили 75-мм орудием 24 калибра и двумя пулемётами. Особое внимание инженеры уделили его подвеске. Они долго экспериментировали с листовыми рессорами и опорными катками, пока не получили почти идеальное гашение колебаний. При этом не потребовалась даже установка амортизаторов.
Танки Вермахта Pz.IV стали самыми массовыми за всю историю Германии. Ни одна немецкая боевая машина не получила такого же распространения ни до, ни после войны.
Заключение
Начиная с середины 1943 года танки Вермахта на Восточном фронте стали занимать оборонительную позицию. В основном все батальоны состояли из «четвёрок» (Pz.IV). Немцы несли серьёзные потери, и положение с техникой осложнялось с каждым днём. Дошло до того, что вместо танков стали использовать штурмовые орудия. В 1944 году ими вооружались целые батальоны. Конечно, штурмовые орудия прекрасно подходили для огневой поддержки, но не могли действовать сообща с линейными танками из-за ограниченного сектора обстрела. В итоге, вся организационная структура танковых батальонов пошла прахом. В последние месяцы сражений создавались однодневные боевые группы из нескольких штурмовых орудий и боевых машин. После поражения нацистов, танки Вермахта Второй мировой войны были уничтожены. А те, что остались, поступили в распоряжение советских войск.
Сегодня мы описали все основные танки Вермахта 1941-1945 годов. Конечно, сделали это кратко, поскольку весь объем информации поместить в тесные рамки короткой статьи невозможно. Для более подробного ознакомления с упомянутой техникой лучше обратиться к материалам военных энциклопедий.