Вторая мировая война стала одним из самых кровопролитных сражений за всю историю цивилизованного мира. Количество жизней, отданных во имя свободы, поражает и одновременно заставляет каждого гордиться своей родиной, осознавая, что заслуга предков неоценима. Стремление к изучению истории этого сражения среди молодежи очень похвально, ведь не зря сэр Уинстон Черчилль утверждал, что «народ, не помнящий своего прошлого, не имеет и будущего». Чтобы оценить, насколько важен подвиг наших защитников, надо обязательно познакомиться с историей немецких танков. Именно немецкие танки ВОВ служили главным элементом вооружения вермахта, но это все равно не помогло германским войскам одержать победу. Так в чем же причина?
Легкие танки
Подготовка Германии к вооруженному противостоянию началась задолго до самого наступления. Но хотя некоторые разработки немецкой бронетехники были уже опробованы, эффективность легких танков оставалась весьма сомнительной.
Panzerkampfwagen I
Подписание Версальского договора, которое имело место по окончании Первой мировой войны, поставило Германию в определенные рамки. Это соглашение строго регламентировало все вооружение Германии, включая военные силы и бронетехнику. Строгие условия договора привели лишь к тому, что в скором времени Германия занялась разработкой, а затем и производством новой военной техники секретно.
Первым танком, созданным в Германии в межвоенное время, стал Panzerkampfwagen I, известный также под сокращенным названием PzKpfw I. Разработки этого танка начались в 1931 году, а официально по документам он проходил как сельскохозяйственный трактор. Заказ на создание был отдан 4 ведущим машиностроительным фирмам, но в результате вермахт отдал предпочтение модели, созданной фирмой Friedrich Krupp AG.После разработки и проведения всех необходимых испытаний тестовой модели этот легкий немецкий танк был запущен в производство. По официальным данным, с 1934 по 1936 год было создано порядка 1100 экземпляров. После того как первые образцы были переданы в войска, оказалось, что танк не способен развивать достаточно высокую скорость. После этого на его базе были созданы две модификации: Pzkpfw I Ausf.A и PzKpfw I Ausf.B. После незначительных изменений корпуса, ходовой и двигателя танк уже представлял серьезную опасность для вражеской бронетехники.
Боевое крещение PzKpfw I состоялось в Испании во время Гражданской войны 1936 – 1939 годов. Во время первых же боев стало понятно, что немецкий танк едва ли сможет сражаться против советского Т-26. Несмотря на то что орудие PzKpfw I достаточно мощное, оно не может пробить Т-26 с больших дистанций, в то время как для советской машины это не было проблемой.
Поскольку технические характеристики этой комплектации оставляли желать лучшего, большая часть экземпляров была потеряна на полях сражений. На протяжении почти всей Второй мировой танки находились на вооружении вермахта, хотя на них и лежали второстепенные задачи.
Panzerkampfwagen II
После проверки не особо удачного танка PzKpfw I у немецких вооруженных сил появилась необходимость создания легкого танка с противотанковым орудием. Именно такие требования были предъявлены фирмам-разработчикам, но проекты не удовлетворяли заказчика, поэтому и была сделана комплектация с деталями различных фирм. Так же как и PzKpfw I, PzKpfw II официально проходил как сельскохозяйственный трактор.
В 1936-1937 годах было выпущено 75 танков в трех различных комплектациях. Эти подмодификации почти не отличались техническими характеристиками, но они служили испытательными образцами для определения эффективности отдельных технических решений.
В 1937 году приступили к выпуску модификации Pz Kpfw II Ausf b, которая совмещала в себе усовершенствованную трансмиссию и ходовую часть, впоследствии использовавшуюся, чтобы производить лучшие немецкие танки. Производство PzKpfw II во всех трех модификациях осуществлялось в 1937-1940 годах, за этот период было выпущено порядка 1088 экземпляров.
После первых сражений стало понятно, что PzKpfw II значительно уступает аналогичным танкам вражеской техники, поскольку его броня оказалась слишком слабой, а наносимый урон маленьким. Тем не менее производство этой машины только увеличивалось вплоть до 1942 года, а когда уже появились новые, более совершенные модели, танк стал использоваться на второстепенных участках.
Panzerkampfwagen II Ausf L Luchs
Плохая проходимость на польских землях вынудила Третий Рейх заняться разработкой новой единицы бронетехники, которая обладала бы гусеничным движителем. Разработка новой техники была поручена двум машиностроительными гигантам - Deimler-Benz и MAN, которые производили почти все немецкие танки Второй мировой войны. Несмотря на название, эта модификация имела очень мало общего с PzKpfw II, хотя у них одни производители большинства модулей.
Luchs был оснащен двумя радиостанциями и большим количеством наблюдательных устройств, вследствие чего в экипаже появился новый член – радист. Но после того как первые 100 машин были отправлены на фронт, стало очевидно, что 20-миллиметровая пушка однозначно не в состоянии справляться с вражеской бронетехникой. Поэтому остальная часть партии была переоборудована, и на ее вооружении работала уже 50-миллиметровая пушка. Но и такая комплектация не удовлетворяла всем требованиям, поэтому производство Luchs было остановлено.
Средние танки
Немецкие средние танки периода Второй мировой были оснащены множеством модулей, которых не было у противника. Хотя бронетехнике СССР все равно удавалось успешно бороться с вражеской техникой.
Panzerkampfwagen III
Немецкий средний танк Pzkfw III пришел на смену своему слабому предшественнику Pzkfw I. Вермахт потребовал от производителя машину, которая могла бы бороться на равных с любой вражеской техникой, а вес новой модели должен был быть равен 10 тоннам при 37-миллиметровой пушке. Немецкие вооруженные силы рассчитывали, что Pzkfw III будет основной единицей немецкой бронетехники. В бою ему должны были помогать один легкий танк Pzkfw II и один тяжелый, который должен служить огневой мощью взвода.
В 1936 году были представлены первые модификации машины, а в 1939 одна из них уже поступила в серийное производство. Поскольку между Германией и Советским Союзом был заключен договор военно-технического сотрудничества, СССР приобрел один экземпляр машины для тестирования. После исследований было решено, что танк хоть и достаточно бронированный и быстрый, но пушка слабая.После первых боев с Францией вермахту стало понятно, что немецкий танк Pzkfw III уже не справляется с возложенными на него задачами, поэтому он был модернизирован, на него установили более мощное орудие и сделали лоб бронированным, чтобы машина не была слишком легкой добычей САУ. Но поскольку качество вражеской техники продолжало расти, а нагромождение новых модулей на Pzkfw III привело к значительному увеличению массы и, следовательно, ухудшению проходимости, производство танка было прекращено.
Panzerkampfwagen IV
Производством этой машины занималась компания Krupp, которой была поручена разработка и создание мощного танка массой 24 тонны с 75-миллиметровой пушкой. Как и многие другие немецкие танки Второй мировой войны, PzKpfw IV был оснащен ходовой частью, в состав которой входило 8 опорных катков, что улучшало маневренность и проходимость машины.
У танка было множество модификаций. После испытаний первой модели А было решено установить более мощный двигатель, что и было осуществлено в последующих двух комплектациях В и С, которые принимали участие в польской кампании. Хотя они проявили себя на поле неплохо, было решено создать новую модель с улучшенной броней. Все последующие модели значительно модифицировались, учитывая опыт, полученный после испытаний первых версий.
С 1937 до 1945 года было произведено 8525 экземпляров различных модификаций, которые принимали участие практически во всех сражениях и хорошо зарекомендовали себя на протяжении всей войны. Именно поэтому на базе PzKpfw IV было создано еще несколько других машин.
Panzerkampfwagen V Panther
Обзор немецких танков доказывает, что PzKpfw V Panther являлся одной из самых эффективных машин вермахта. Шахматная подвеска, 75-миллиметровая пушка и отличная броня сделали его лучшим немецким танком, по мнению многих экспертов.
Поскольку в течение первых лет войны бронетехника Германии удовлетворяла требования, разработка мощного танка осталась на начальных стадиях. Но когда Советский Союз продемонстрировал свое превосходство в танкостроительстве, выпустив в свет КВ и Т-34, которые значительно превосходили существующие немецкие танки Второй мировой войны, Третий рейх задумался о производстве новой более мощной модели.PzKpfw V Panther, созданный на основе Т-34, участвовал в основных сражениях на фронте всей Европы и показал себя наилучшим образом. Хоть производство этой модели было достаточно длительным и затратным, она оправдала все надежды создателей. На сегодняшний день сохранилось всего 16 экземпляров, один из которых находится в танковом музее Кубинки.
Тяжелые танки
Во время Второй мировой основной огневой мощью Германии служили именно тяжелые танки. Это вовсе не удивительно, если принять во внимание их технические характеристики. Самый мощный тяжелый немецкий танк – это, конечно же, "Тигр", но не пасет задних не менее известный "Маус".
Panzerkampfwagen VI Tiger
Проект "Тигра" был разработан в 1941 году, а уже в августе 1942 первые экземпляры приняли участие в сражении под Ленинградом, а затем в битве на Курской дуге. После того как войска Германии атаковали Советский Союз и встретили серьезное сопротивление в виде маневренного бронированного Т-35, орудие которого способно было повредить любой немецкий танк, было решено создать машину, способную дать ему отпор. Поэтому перед инженерами стояла задача создания модернизированного аналога КВ-1 по технологии PzKpfw IV.
Отличная броня и 88-миллиметровая пушка делали танк лучшим среди тяжелых танков во всем мире, что было признано войсками США, Великобритании и Франции. Мощное бронирование танка со всех сторон делало его практически непобедимым, но такое новое вооружение вызвало у антигитлеровской коалиции потребность в новых средствах борьбы. Поэтому ближе к концу войны у противников Германии были в наличии САУ, которые способны уничтожить немецкий танк "Тигр". В том числе к ним относились советские СУ-100 и ИСУ-152.
Panzerkampfwagen VIII Maus
Вермахт планировал сооружение сверхтяжелого танка, который стал бы недостижимой мишенью для вражеской техники. После того как Гитлер уже подписал заказ на разработку, ведущие машиностроители убедили его, что нет надобности в создании подобной модели. Но Фердинанд Порше думал иначе и поэтому лично приступил к проектированию комплектации новой супертяжелой единицы военной техники. В результате был создан "Маус", броня которого равна 200-240 мм, что является рекордом для военной техники.
Всего 2 экземпляра увидели свет, но они были взорваны войсками Красной армии в 1945 году, как и многие другие немецкие танки. Фото, которые сохранились, и модель, собранная из двух вышеупомянутых взорванных танков, дают отличное представление о том, насколько мощной была эта модель.Заключение
Подводя итог, надо сказать, что хоть в Германии в период Второй мировой войны танковая промышленность была довольно хорошо развита, ее новинки появлялись как ответ на такие модели советских танков, как КВ, КВ-1, Т-35, и многие другие. Именно этот факт дает понять, насколько важную роль для исхода войны сыграло стремление советского народа к победе.