В последние годы проблема здорового образа жизни стала не такой острой, чем если говорить о приснопамятных 90-х годах, но она все еще сохраняется. Под «здоровым» в данном случае мы понимаем образ жизни, основанный не только на превалирующей роли спорта и физкультурно-оздоровительных мероприятий, но и на определенной нравственной составляющей (о чем нередко забывают преподаватели, к сожалению).
Проще говоря, пропаганда здорового образа жизни в школах должна вестись с упором на рационально организованный, защищающий от негативных воздействий среды, во всех ее проявлениях, уклад жизни. Он позволяет сохранить не только физическое, но и умственное здоровье до глубокой старости. Следует донести до учащихся простую мысль о том, что соблюдение базовых принципов этой методики позволит им сохранить повышенное качество жизни на всем ее протяжении.Основные проблемы
Мы не случайно делаем упор именно на нравственность. Дело в том, что понижение социальной культуры ведет не только к масштабному росту совершенно диких преступлений в подростковой среде, но и к увеличению количества таких заболеваний (цирроз печени, гепатит, эмфизема легких), которые в прошлые годы регистрировались преимущественно только лишь в совершенно асоциальных слоях общества.
В принципе, сегодня в СМИ широко распространена реклама здорового образа жизни, но стопроцентного эффекта она не дает, так как последствия последних 10-15 лет будут сказываться еще очень и очень долго.
К сожалению, увлечение молодежи наркотическими препаратами достигло совершено недопустимых значений. Недавняя вспышка употребления так называемых «спайсов» - тому яркий пример. Незаконченное образование и полное разрушение жизни индивида задолго до его физиологического и физического расцвета – всего лишь печальные следствия всего этого. Не следует забывать и о легких спиртных напитках.
Медики уже давно доказали, что вред от пива, алкогольных коктейлей и энергетиков зачастую превышает таковой от крепкого алкоголя на порядок. Меж тем в обществе распространено снисходительное отношение к этой проблеме, что совершенно недопустимо и подлежит полному искоренению. Подростки должны четко осознавать, что алкоголь – мощный наркотик, яд. Употребление его в столь юном возрасте ведет к полной деградации личности, упадку здоровья и преждевременной смерти.
Общие принципы
Родители и педагоги нередко спрашивают о том, с какого же возраста должна начинаться пропаганда здорового образа жизни? Мировой и советский еще опыт однозначно говорит о том, что все закладывается еще на этапе зачатия будущего члена общества, но тут уж все зависит от родителей. Что же касается самих детей, то первые понятия должны закладываться еще в возрасте двух-трех лет.
Процесс этот должен идти всю жизнь. Нет предела человеческому самосовершенствованию, но фундамент адекватной, здоровой личности должен закладываться исключительно в детстве и юношеском возрасте.
Удручающая ситуация
В последние годы все чаще случается так, что дети не могут самостоятельно справиться даже с обычными школьными проблемами, у них постоянно проявляются такие формы неврозов, которые ранее диагностировались исключительно у зрелых людей, на протяжении многих лет работавших в сложной среде. Не умея выражать свои чувства, не желая справляться с проблемами естественным путем, подростки все чаще начинают «топить горести» в алкоголе или, что еще хуже, принимают для этой цели наркотические препараты.Нередки случаи, когда на учете в наркологических диспансерах находятся дети в возрасте до десяти лет. Все это должен на корню пресекать именно здоровый образ жизни. Тема эта чрезвычайно злободневная, а потому стоит разобраться в первопричинах, истоках проблемы.
Почему так происходит?
Увы, но по какой-то причине младший школьный возраст даже в среде специалистов проблемным не считается. Отчего же мы с удивлением вопрошаем о том, откуда берутся ожесточенные, озлобленные и сломанные психически подростки? Ведь все закладывается как раз-таки в этом «беспроблемном» периоде! Таким образом, понятие «здоровый образ жизни дошкольника» должно включать в себя не только физические нагрузки, но и воспитательные (но не нравоучительные!) беседы, проводимые в легкой игровой форме.
Успешность ребенка в последующей жизни зависит именно от этого времени. Причем под «успешностью» мы понимаем не психологию безудержного потребления, которая столь популярна в последние годы, а воспитание разумной, образованной и здоровой во всех смыслах личности. Личности, которая сможет стать полноценным участником общественных отношений и создать нормальную, прочную семью.
Вот что должна делать пропаганда здорового образа жизни. Картинки в учебниках ЗОЖ редко воспринимаются серьезно, так что учитель должен донести до ребят всю важность правильного питания, физического и духовного развития.
Следует четко помнить, что в младшем школьном возрасте ребенок особенно восприимчив ко всем негативным проявлениям внешней среды, именно в это время дети нередко получают глубокие психические травмы, которые впоследствии отравляют всю их жизнь. Они буквально впитывают всю получаемую информацию, как губки, но никакой фильтрации их психика вести еще не способна. В этом возрасте дети чрезвычайно восприимчивы ко всему, что только говорят им взрослые.Основная профилактическая работа
Словом, пропаганда здорового образа жизни должна активно вестись, начиная с самых младших классов начальной школы. Дети не должны допускать даже мысли о том, чтобы попробовать алкоголь, наркотики или закурить первую сигарету. Младшему поколению в этот период интересна любая информация, которую они чрезвычайно быстро воспринимают. Важно! Процесс воспитательной работы ни в коем случае не должен быть надоедливым. Обучение подобным вещам не должно являться сухой бюрократической процедурой, выполняемой «для галочки».
Следует знать, что рассказы о тех же наркотиках нужно вести, донося только лишь сведения о том пагубном воздействии, которое они оказывают на психическое и физическое здоровье человека. Детям совершенно необязательно знать о способах их изготовления, местах произрастания наркотических растений и прочем. «Запретный плод сладок», а потому такая информация вполне может спровоцировать их на употребление такого рода препаратов.
Ни в коем случае нельзя запугивать ребенка или угрожать ему, рассказывая о вреде асоциального образа жизни. Подросткам свойственно пренебрежение нормами безопасности, а потому им нужно понимать о действительно необратимом вреде наркотиков и алкоголя. Эти психологические аспекты юношеского возраста обязательно должна учитывать действительно эффективная пропаганда здорового образа жизни в школе.
Основные принципы донесения важной информации
Нужно говорить о том, что наркомания и токсикомания совершенно непредсказуемы, о том, что привыкание развивается сразу, без всякого «пробного периода». Нужно говорить не об абстрактных физиологических проблемах, которые подростки зачастую попросту не воспринимают, а о конкретном влиянии наркотических и токсических веществ на мозг человека.Не следует забывать рассказывать о том, что прием всех этих препаратов очень скоро превращает любого в безвольный овощ, который не способен даже к самостоятельному удовлетворению собственных основных физиологических потребностей. Молодые и здоровые люди очень боятся стать беспомощными инвалидами, так что такой пример будет куда действеннее простого и бездумного запугивания.
Социальные аспекты
Вообще, пропаганда здорового образа жизни должна учитывать современные модные веяния. Расскажите, что прием наркотических препаратов и алкоголя быстро не оставит ничего от сил и здоровья юношей, от красоты девушек. Нужно подчеркнуть, что наркоман – это всего лишь пустая оболочка бывшего человека, робот, управляемый неконтролируемой им страстью. Раскрывая же тематику пьянства, следует приводить живые жизненные примеры того, как молодые, успешные и здоровые в прошлом люди заканчивали свою жизнь потухшими, утратившими интерес ко всему, кроме очередной бутылки, «обмылками».
При этом ни в коем случае не стоит акцентировать внимание на каких-то личных проблемах учащихся, происходящих из семей, где один или оба родителя страдают/страдали от алкоголизма. Это не только очень ранит детей, но и делает их объектами насмешек сверстников.
Нужно убеждать подростков в том, что безысходных ситуаций нет, а уходить от проблем, вкалывая себе наркотики или напиваясь - глупо. Задача учителя состоит в том, чтобы воспитать из «ветреных» подростков социально активных людей, которым небезразличны чужие проблемы.
Дошкольный период
А на чем должен быть основан здоровый образ жизни дошкольника? Как мы уже неоднократно подчеркивали, в этот период закладываются все основы для дальнейшей жизни человека. Основные задачи в это время достаточно просты, но в то же время чрезвычайно важны:
- Во-первых, следует приучать детей к размеренному, продуманному распорядку дня.
- Во-вторых, им нужно прививать любовь к занятиям на свежем воздухе, к активным играм. Точнее, сохранять заинтересованность в этом, так как с играми у детей обычно все в порядке.
- В-третьих, дошколят нужно приучать к восприятию красивого, прекрасного. Следует демонстрировать репродукции художников, которые наглядно показывают красоту, гармонию здорового и сильного человека.
- В-четвертых, необходимо регулярно рассказывать о сильных, мужественных и целеустремленных людях, которые, даже имея какие-то физические недостатки, стремились всегда вести здоровый образ жизни.
Основная профилактическая работа в школах
Все вышесказанное особенно важно именно в свете нынешних реалий. Многие педагоги перекладывают воспитательную функцию исключительно на родителей, общая пропаганда здорового образа жизни в школе ими практически не проводится. В общем-то, частично они правы, но большинство людей сейчас сутками заняты на работе, так что времени и сил у них банально не остается.Кроме того, многие родители попросту не обладают достаточным образовательным уровнем, у них нет педагогических задатков. Из-за этого нередко оказывается так, что подростки из вполне благополучных, обеспеченных семей чувствуют себя одинокими и обделенными, отчего и начинаются проблемы. На исправление в том числе и этой проблемы должна быть направлена пропаганда здорового образа жизни. Программа агитации в чем-то разнится для каждого образовательного учреждения в частности, но общие ее положения едины для всех.
Основные направления работы в школах, дошкольных учреждениях
Общая работа в образовательных учреждениях должна быть направлена на достижение следующих результатов:
- Снижение спроса в подростковой среде на получение рискованных удовольствий, развитие отторжения этих понятий в принципе.
- Снижение и ликвидацию заболеваемости наркоманией и алкоголизмом.
- Улучшение общей социальной среды.
Справиться со всеми этими задачами помогает возрождение нравственных устоев общества, поднятие престижа занятий спортом.
Проведение внеклассных физических мероприятий
Начинать следует еще с младших классов. Отличным способом повышения престижа занятий спортом может стать внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни». В его рамках необходимо показать детям, какие преимущества имеет поддержание своего тела в форме. Как же лучше этого сделать? Разумеется, в форме игрового, веселого внеклассного занятия.
Проще всего донести до ребят мысль о важности спорта, рассказав им об истории Олимпийских игр. Это тем проще сделать, что совсем недавно в нашей стране проводилось это важнейшее в мировой спортивной жизни мероприятие. Какой же придумать сценарий? Пропаганда здорового образа жизни должна включать в себя следующие этапы:- Ведущий рассказывает о Древней Греции.
- В доступной и интересной форме рассказывает, как и где проводились первые Игры.
- Затем следует сделать краткий экскурс в историю этого события, с древнейших времен и по сей день.
- После этого нужно провести ряд игровых конкурсов с наградами.
- Заключительная речь о важности здорового образа жизни.
Вот так может быть проведено внеклассное мероприятие «Здоровый образ жизни». Это наверняка заинтересует детей.
Важность спорта, физической культуры
Что же касается спорта. Многие преподаватели «старой закалки» зачастую не думают о том, что физические нагрузки должны быть нормированы не только в зависимости от возраста и учебной программы, но и с учетом физического развития каждого ученика. Нередко можно наблюдать печальную ситуацию, когда группа учеников начинает искренне ненавидеть уроки физической культуры только из-за того, что учителя совершенно не делают скидок на их общее состояние.
Задача преподавателя – заинтересовать каждого (!) учащегося спортом. Важно дать понять ученикам, что спорт – это не постоянный бег, не борьба на износ с собственным организмом. Физкультура должна быть радостным, интересным занятием, а физические нагрузки нужно нормировать так, чтобы способствовать гармоничному развитию тела. Если кто-то не справляется с единовременными нагрузками, их следует снижать, разносить по времени.
Прочие важные мероприятия
Не следует делать упор исключительно на разъяснительную работу. Время от времени стоит проверять, как ребята усвоили рассказанный материал. Для этой цели прекрасно подойдут рисунки «Здоровый образ жизни». Как и в случае с внеклассным мероприятием, вполне можно провести общешкольный конкурс работ от всех учащихся. Как заведено, победители должны получить какое-нибудь вознаграждение, что будет их стимулировать.
Каким общим требованиям должны соответствовать эти рисунки? Здоровый образ жизни – понятие далеко не абстрактное, а потому ребята должны изобразить в своих работах, что нужно делать, что необходимо есть для того, чтобы оставаться бодрым, энергичным и полным сил до поздней старости. Нужно подать им идею сравнения людей, которые занимаются и не занимаются спортом.
Таким образом, комплексный проект «Пропаганда здорового образа жизни», в состав которого входит как конкурс рисунков, так и внеклассное мероприятие спортивного характера, поможет детям лично высказаться о своем отношении к правильному образу жизни, что лучше закрепит в их памяти все важные сведения об этом понятии.