Нарицательное «темное царство» впервые появилось в статье-рецензии Николая Добролюбова на пьесу «Гроза» Александра Островского. Драматург, будучи человеком русским по своему духу, представил в своем произведении глубокое и яркое описание проблематики русского общества конца XVIII века. Его произведение стало достойным продолжением традиций русского национального театра, заложенных Гоголем, Грибоедовым, Фонвизиным.
Типажи персонажей драмы Островского узнаваемы и любимы народом, они стали нарицательными: как главный положительный – Катерина Кабанова, так и отрицательные, питающиеся своей корыстью и ненавистью к людям «темное царство» - купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова и купец Савелий Прокопьич Дикий.
Краткая характеристика Варвары
Впрочем, блестящий драматург украсил свое произведение целой галереей характерных второстепенных образов. Они также участвуют в действии, формируют сюжет. Данная статья посвящена одному из них. Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» представлена Островским достаточно полно и насыщенно. Ей 18 лет. Ее фамилия – Кабанова, она является дочерью вдовствующей купчихи Марфы Игнатьевны. У нее есть старший женатый брат – Тихон. Она смышленна, хорошо ориентируется в людях. Имеет свои понятия об окружающей действительности. Подобно брату, не подпадает под чье-либо влияние. Попусту не идет на конфликт (себе же дороже). Предпочитает скрывать свои мысли и поступки. Вместе с тем она решительна и добивается задуманного. Именно этому персонажу посвящена данная статья.
Расчетливость – определяющая черта
После прочтения вышеприведенных строк может создаться впечатление, что речь идет о положительном персонаже. Однако характеристика Варвары из пьесы «Гроза» определяет основную направленность ее личности вовсе не как духовность и не как стремление к красоте, к новому. Сущностью Варвары Кабановой является расчет.Она, просчитав ситуацию, когда ей выгодно, может совершить как хороший поступок, так и плохой. Мерилом является лишь ее здравый смысл, допускающий совершение подлостей из корысти.
Варвара – морально искалеченный человек
Характеристика Варвары из пьесы «Гроза» дает нам основание рассуждать, что «темное царство» оставило неизгладимый тлетворный след на ее личности. У этой молоденькой девушки внутри уже прочно сложилась лакейская сущность. Сформировался полностью типаж приспособленки. Если нужно, она будет молчать и делать вид, что согласна с тем, кто сильнее. При этом ее позиция будет при ней. Это неписаные правила, по которым живет большинство населения Калинова. Ее жизненный принцип – творить, что заблагорассудится, скрывая это.Неоптимистична автобиографическая характеристика Варвары из пьесы «Гроза»: сама она считает, что окружающий мир навсегда уничтожил ее чистоту и честность. Она выучилась лгать всегда и во всем. Считает правильной линией поведения «чтобы все было шито да крыто». Юная девушка уже не питает надежд на романтику в жизни, на то, что встретит любовь... Она просто живет в свое удовольствие. Втайне встречается с Кудряшом, приказчиком купца Дикого ("А что за охота сохнуть-то!..").
При этом она знает, что тот также не питает особых чувств к ней.
Сама себе на уме
Часто классиками дается неоднозначная характеристика героя. Варвара («Гроза», Островский А.Н.) выступает как типаж нейтральный: не положительный и не отрицательный. Она в отличие от страдающей Катерины понимает, что в окружающем ее мире «темного царства» никто не проявляет друг к другу милосердия. Поэтому разумно не принимать всерьез ни правила, ни распоряжения. Девушка вполне ассимилировалась к бесконечным поучениям маменьки, попросту пропуская их мимо ушей.
Речевая характеристика
Драматург Александр Островский создал интересный, характерный образ, не похожий на заурядного статиста… Вполне уникальна даже речевая характеристика Варвары из пьесы «Гроза». Обсуждение ближних, краткие оценки событий… За всем этим скрывается прочный житейский здравый смысл. Ее фразы короткие и отражают ее холодный, практичный, приземленный ум.Проклинающей всех и вся сумасшедшей барыне, до смерти напугавшей несчастную Катерину, она резонно отвечает: «На твою бы голову…» О своем брате у нее нет никаких иллюзий, несмотря на близкое родство. По сути, брат и сестра – совершенно чуждые люди. Тихону в беседе с Катериной она дает убийственную характеристику, утверждая, что будущего у него нет: лишь только тот вырвется из-под влияния маменьки, то запьет.
Вместе с тем скудость внутреннего мира, приземленность интересов Варвары выражаются и в ее речи. Она не наполнена народной поэзией. Она не может, как Катерина, воскликнуть: «Отчего люди не летают как птицы?»
Роковая роль Варвары в жизни Катерины
Прижившаяся и привыкшая к «темному царству» Варвара сочувствует невестке Катерине, терзаемой купчихой Кабанихой и неподдерживаемой мужем - индифферентным ко всему и растоптанным морально Тихоном. Когда молодая женщина Катерина воскликнула, что желает ощутить жизнь, радость, дочь купчихи понимает это по-своему.
Как мы уже упоминали, характеристика образа (Варвара) в драме «Гроза» не отличается высокими моральными принципами. Выросшая в атмосфере лицемерия и обмана, она считает нормальным, если золовка изменит ее брату. Она не считает, что это семейный позор.
Для того чтобы разнообразить жизнь Катерины, сочувствуя ей, Варенька устраивает ей свидание с Борисом, племянником купца Дикого. При этом даже не подозревая, что измена нанесет молодой женщине глубокую моральную травму и подставит под нещадный удар «темного царства».
Заключение
Характеристика Варвары из пьесы Островского «Гроза» обогащает галерею классических женских образов в русской литературе. Созданный драматургом типаж девушки характерен для купеческо-мещанского сословия конца XVIII – начала XIX века. Малограмотная, но сообразительная. Здравомыслящая и расчетливая. Презирающая социальные условности. Ушедшая из дома после самоубийства золовки в компании с любовником Кудряшом. Умеющая лгать и плести интриги.Кто из нее получится: новая Кабаниха или же женщина, предпочитающая жизнь, свободную от гнета? Каждый читатель драмы «Гроза» сможет представить это по-своему…