Без строф поэзия практически невозможна. Конечно, некоторые авторы нарочно прибегают к астрофичности своих произведений, подчёркивая их неделимость, но вместе с тем такие стихи не всегда просты для восприятия. Самая распространённая форма строф – четверостишия, но существуют и пяти-, и шести- и семистишия, многие из этих строф имеют собственные названия, заимствованные из латыни. Октет, или же восьмистишие – это строфа из восьми строк, в которых поэт вмещает целое литературное произведение. Обычно в первой строке восьмистишия, которая чаще всего является его названием, выражается тезис, который далее развивается автором. Этот вид строф прекрасно доказывает, что краткость – сестра таланта.
Рифма в восьмистишии
Чётких канонов рифмовки в восьмистишии не существует – здесь всё оставляется на усмотрение автора. Например, классическое восьмистишие – это тосканская октава, подразделяющаяся обычно на каноническую (с рифмой ababbcc) и неканоническую (abcdefgg) – сейчас эта форма стихотворения практически не встречается. Октет сицилиана стал в своё время одним из излюбленнейших приёмов Александра Блока, его рифма – abababab – одна из простейших в стихосложении, но этот вид октета сегодня тоже не очень популярен, как и восьмистишия, построенные на кольцевой рифме. Триолеты также не пользуются любовью поэтов – в этой форме октетов четвёртая строка повторяет первую, седьмая и восьмая – вторую (представляются как abaaabab). Современное восьмистишие – это перекрёстная рифма. Чаще всего поэты просто объединяют в нём два четверостишия.
Восьмистишие в лирике
О месте октетов в поэзии рассуждать можно очень долго. Что такое восьмистишие, знали уже Державин и Карамзин, позже их эксперименты с этой формой стихотворения продолжили Лермонтов и Пушкин, Маяковский и Бунин. Сложно найти того лирика, который не пытался пробовать себя в написании октетов. Нельзя не отметить целый цикл произведений Мандельштама, работы Ахматовой, в которых эти лирики показали весь свой талант стихосложения, изложив свои мысли и чувства в форме восьмистиший.
Заключение
Удивительно то, что октет появился ещё на рубеже тринадцатого и четырнадцатого веков, в те далёкие времена существовало лишь две его формы, сицилианская и тосканская, но он продолжает пользоваться популярностью и по сей день. Восьмистишие – это идеальный способ выразить свои мысли в короткой и одновременно ёмкой форме – именно этим объясняется любовь поэтов разных эпох к этой необычной форме стихотворения.