Русская православная церковь отличается от иных православных церквей в числе прочего системой устройства своих епархий – церковных административных единиц, аналогичных областям в светском праве. Такое положение дел обусловлено особыми историческими и политическими условиями России, сказавшимися на распространении и развитии в ней христианства.
Статус митрополии и митрополита в РПЦ
Так, например, если в юрисдикциях греческой традиции титул митрополита имеет рядовой епископ, возглавляющий самостоятельную епархию, то в практике русской церкви статус митрополита дается либо в качестве награды, либо по умолчанию принадлежит управляющему епископу особо крупного и важного регионального церковного объединения. Такие митрополии нередко включают в себя ряд более мелких епархий с собственными епископами. Выше митрополита в иерархии русской церкви стоит только патриарх, в то время как в греческой церкви всей юрисдикцией управляет архиепископ (иногда также в статусе митрополита). В РПЦ же архиепископов много, и они составляют всего лишь среднее звено епископата.
В этой статье нас интересует Тульская митрополия. Поэтому все это было сказано для того, чтобы прояснить современный статус данного субъекта Московского патриархата.
Тульская область в составе России
Когда Тульская митрополия, а точнее город Тула, стала частью Российского государства – доподлинно неизвестно. Первое упоминание о городе встречается в Никоновской летописи и относится к 1147 году, к записи о путешествии князя Святослава в Рязань. Поэтому считается, что изначально Тула входила в состав Рязанской области. На основании этого же документа, за неимением иных, более ранних сведений, временем основания Тулы официально считается 1147 год.
На территории этой области издревле проживали финно-угорские племена, которые позже были вытеснены, а отчасти и ассимилированы, славянами-вятичами, отпочковавшимися от полянских племен и заселившими окрестные леса.
Тульская епархия и христианизация вятичей
Скорее всего, во время следования Святослава в Рязань Тула уже была христианизирована, а может, и вовсе изначально основана христианами. Как считает большинство исследователей, полноценная планомерная проповедь православия среди вятичей началась в двенадцатом веке. До этого, разумеется, вятичи сталкивались с христианством в лице русских князей. Однако они сохраняли свою политическую независимость от них, предпочитая откупаться данью. Как следствие, вятичи сравнительно долго сохраняли и свою языческую идентификацию. Активная проповедь христианства среди вятичского населения началась после их покорения черниговскими князьями в конце одиннадцатого века. Не всегда она носила мирный характер. Например, в соседнем Мценске (ныне относящимся к Орловской области) вятичские язычники сопротивлялись евангелизации вплоть до пятнадцатого века, пока, наконец, не были сломлены войсками князя Василия Дмитриевича, специально отправленными в поход с «миссионерскими» целями.
Развитие Тульской области
Как городской центр Тула развивалась очень медленно. Виной этому было географическое положение, которое, с одной стороны, локализовало поселение в глуши лесов, а с другой, было небезопасным в случае военных действий. Так получалось, что первые удары татар и других врагов России с востока Тула принимала на себя, ввиду чего не имела возможности для полноценного развития и увеличения численности населения. Лишь с семнадцатого века этот город вступил в эпоху относительно мирного существования и стал набирать вес. Это привело к тому, что сначала Тула была приписана в качестве провинциального города к Московской губернии, а затем стала головным городом Тульского наместничества. К концу восемнадцатого века наместничество получило статус самостоятельной губернии. А его административным центром стал город Тула.
Тульская митрополия: вехи развития
Что касается церковных дел, то после христианизации вятичи были подчинены черниговским епископам, которые носили титул Черниговский и Рязанский. Именно в зависимость от Рязанской кафедры и была поставлена Тула. С тринадцатого века часть городов области управлялась также Сарайской епархией (позже перенесенной в Подмосковье и переименованной в Крутицкую). В последующей истории данной области ее города многократно переходили из подчинения одних кафедр к другим. Самостоятельная Тульская епархия была задумана только в конце семнадцатого века патриархом Иоакимом. Однако из-за Стрелецкого бунта и смерти царя Федора Алексеевича этому не дано было случиться.
В 1788 году по указу Екатерины II Тула должна была возрасти до статуса второй кафедры в составе Коломенской епархии. Но оперативному воплощению этого распоряжения препятствовали военные действия. Лишь в царствование императора Павла, в 1799 году, Тула, наконец, обрела статус кафедрального города в новообразованной Тульской епархии. В дальнейшем она не теряла своей самостоятельности, хотя границы ее и видоизменялись.
В результате реорганизации церковного управления в 2011 году, согласно распоряжению Священного синода, из состава Тульской епархии в отдельную архиерейскую кафедру было выделено Белёвское благочиние. Затем обе епархии были объединены под началом одного митрополита. Так образовалась Тульская митрополия.
Православие в Туле сегодня
На данный момент церковной жизнью области руководит высокопреосвященный Алексий (Кутепов). Формально его статус звучит как «митрополит Тульский и Ефремовский». В его юрисдикции находится духовная семинария и факультет теологии на базе местного государственного университета.
Тульская митрополия включает в себя пять функционирующих монастырей – два мужских и три женских. Роль кафедрального собора исполняет храм Всех Святых. Помимо него, в области действует еще около тридцати приходов, которые объединяет под собой Тульская митрополия. Свято-Владимирский храм на Туламашзаводе – яркий пример одного из них.
Священнослужители епархии преподают в лектории для молодоженов при ЗАГСах. Православный сайт Тульской митрополии (http://tulaeparhia.ru/) освещает события епархии в интернет-пространстве. А в церковных помещениях с привлечением медиков и сотрудников Отделов записей актов гражданского состояния действует школа родителей. Взаимодействие с обществом и различными гражданскими организациями осуществляется через тринадцать епархиальных отделов, которые включает в себя Тульская митрополия. Новости, например, находятся в ведении информационного отдела. Помимо прочего, также представляет интерес клуб православных писателей «Родник», действующий при Свято-Сергиевом храме Тульской епархии.