Мы отправимся в настоящее путешествие и увидим удивительные вещи. Узнаем что-то новое, совершим открытия. Впереди нас ждут приключения и чудеса, созданные руками человека. Глядя на некоторые, трудно представить, что такое вообще возможно. Например, храм Зевса в Олимпии. Это удивительное сооружение хранит в себе не только архитектурное, но и культурное наследие древней Греции. Здесь мифы оживают, а их герои предстают перед гостями храма. Но самое интересное, что старинные камни хранят память и о тех легендах, которые известны далеко не всем.
Чудеса прошлого и настоящего
В каждой религии и вере есть магические числа, которым приписывают различные свойства. К ним можно отнести тройку, шестерку, девятку, тринадцать и семь. Именно последнее было выбрано для определения лучших сооружений древности. Наверное, нет человека, который бы не слышал про семь чудес света. Это невероятные архитектурные сооружения прошлого, потрясающие воображение своей величественностью и помпезностью. В списке были сады Семирамиды, храм Артемиды, мавзолей и даже маяк.
Почему именно семь, а не десять, например? Этот перечень был составлен тысячи лет тому назад, когда люди поклонялись богам. Одним из них являлся Аполлон, именно ему принадлежало число семь. Оно говорило о совершенстве, каким представлялся людям бог света. Еще его называли Фебос, что в переводе означает "лучезарный, сияющий".Время шло, прогресс позволил людям создавать все новые необыкновенные сооружения. Сегодня такие рукотворные чудеса можно найти во многих странах. Возможно, даже сейчас где-то возводят новое сооружение, которое будет поражать воображение людей.
Боги древности
Трудно сказать, что позволяло одному народу становиться более процветающим, образованным и культурным. Возможно, их вера придавала им сил, двигала к вершинам совершенства.
В древней Греции существовало несколько богов, которым люди поклонялись в попытках достичь своих целей. Практически любому природному явлению приписывали их влияние. Бог северного ветра Борей, владыка солнечного света Аполлон, повелитель морских глубин Посейдон. Это были десятки вымышленных созданий мужского и женского пола.
Люди верили, что от их настроений зависит жизнь на земле. Они старались умилостивить богов, чтобы не навлечь на себя их гнев. Создавались места поклонений, куда стекались тысячи верян. Со временем возводились целые святилища, например, храм Зевса в Афинах.
Величественное сооружение
В 471–456 годах до н. э. было возведено необыкновенное по своей архитектуре и величию здание. Это храм Зевса в Олимпии, спроектированный Либоном, архитектором древней Греции. Сюда стекались тысячи паломников, чтобы преклонить свои колени перед богом и помолиться о прощении грехов.
Сегодня было бы достаточно трудно оценить величие этого сооружения. Но к счастью в наши дни сохранились многие фрагменты. Ученые, историки и археологи, изучив писания древнего грека Павсания, смогли воссоздать вид, который когда-то имел храм Зевса олимпийского.Фронтоны
Если бы мы могли взглянуть на сооружение в те далекие времена, когда оно блистало своим величием, невозможно было бы отвести взгляд. Чего стоят одни его фронтоны. Это завершение фасада здания, которое ограничено сводами крыши и карнизом, образующими треугольную форму.
С запада храм Зевса в Греции украшали картины битвы между кентаврами и лапифами. Согласно мифу, жители Фессалии пригласили на свадебный пир своих соседей. Но подвыпивший кентавр решил украсть невесту, чем навлек на свое племя гнев. Завязалась борьба, в ходе которой победу одержали лапифы. Этот фрагмент выбран неслучайно. Для древних греков он был олицетворением победы цивилизации над безграмотностью и дикостью.
Восточная часть оформлена в несколько ином стиле. Здесь изображен миф о Полепосе и погибшем от его руки царе Эномае. Фигуры выглядят более статично и расположены вдали друг от друга. Историки склоняются к версии, что эти две части были выполнены разными мастерами.
Метопы
Очень часто верхнюю часть зданий украшали чередой каменных плит и триглифов. Первые нередко были покрыты рельефными изображениями. Такие плиты называются метопами. Сегодня некоторую часть можно увидеть в музее Греции, но большинство их хранится в Лувре.
Все метопы храма Зевса в Олимпии объединены одним сюжетом – двенадцать подвигов Геракла. Этот персонаж был выбран не случайно. Для древних греков его подвиги означали победу разумного человека над непонятными и необъяснимыми силами зла. Располагались изображения таким образом, чтобы паломники начинали обзор с первого и заканчивали последним. Все эти необыкновенные архитектурные изыски были лишь подготовкой к лицезрению главной достопримечательности.
Если посмотреть храм Зевса в Олимпии (фото или рисунки), можно заметить, что его метопы несколько вытянуты вертикально. Скорее всего, это была задумка архитектора. Он хотел придать зданию максимальное величие, некое стремление вверх.
Чудо света
Несмотря на все великолепие сооружения, его оценили не так достойно, как статую, которая располагалась внутри него. Храм Зевса в Афинах не удостоился чести стать чудом света. Хотя стал обителью такового.
В центре сооружения на огромном троне восседал Зевс. Это была статуя размером около 15 метров. Только представьте высоту дома с четырьмя этажами.
Зевс выглядел поразительно: огромный, сияющий, с огненными глазами. Всего этого архитектору удалось добиться с помощью света, который преломлялся в нужных местах и освещал лицо статуи. Все тело бога было выполнено из золота, а трон из кедра и черного дерева. Голова бога практически касалась потолка здания.
Посмотреть на него приезжали со всего мира. Простые люди и великие правители. Это зрелище никого не оставляло равнодушным. И было прекрасной демонстрацией научных достижений, развития древних греков.
Многие паломники падали навзничь при виде статуи. Некоторые долго не могли встать на ноги, боясь взглянуть в глаза грозного Зевса.Непростая история
Автором этого грандиозного сооружения стал Фидий – скульптор из Афин. Чтобы не ошибиться с размерами, было создано огромное здание. По параметрам такое же, как храм Зевса в Олимпии. Работал автор вместе со своим братом и учеником.
Позже статуя подвергалась нескольким реставрациям. Чего только она не пережила: землетрясения, молнии. Не один раз воровали золотую отделку.
Римский император вознамерился перевезти Зевса вместе с другими достопримечательностями, которые свидетельствовали о его завоеваниях. Но как гласят легенды, когда работники пришли в храм, статуя начала громко смеяться. Жутко испугавшись, они разбежались кто куда. Естественно, после такого никто не решался сделать еще одну попытку.
Когда христианскую веру стали популяризировать, и она достигла определенного подъема, языческие храмы начали закрываться. Из некоторых записей тех времен известно, что статую перевезли в Константинополь. И там она была уничтожена пожаром, потому что весь ее каркас состоял из дерева.
Другие храмы
Не только храм Зевса Олимпийского был драгоценностью тех мест. В садах города расположились святилище Геры Гипподамии. Был там сделанный из пепла жертвенных животных алтарь Зевса.
Окружали рощу места проведения олимпийских игр: стадий, ипподром, гимнасий и театр. Эти постройки располагались полукругом. Их украшали статуи богов и героев того времени. Сразу за ними был возведен еще один полукруг. Это были места для зрителей. Здесь пировали и вели торги. Во время проведения игр Олимпия превращалась в огромный рынок. Тысячи людей съезжались в одно место – это был отличный бизнес.
Археологические находки
Долгие годы было мало известно об этом замечательном городе. Все, что открывалось взору людей, – несколько колонн и стен. Проходя мимо, можно было увидеть разве что животных, которые гуляли по руинам когда-то великого места. Раскопки провели только в XIX веке. Для французских археологов храм Зевса в Олимпии открыл несколько своих метоп и основание.
Позже власти Греции решили заняться раскопками всерьез. На поиски приключений и новых открытий отправились немецкие археологи. Был подписан договор: все, что они находили, по закону принадлежало Греции. Можно было обнародовать немного. Поэтому мало кто тогда увидел вживую храм Зевса Олимпийского - фото и рисунки его только.
Археологи приложили немало сил, чтобы наконец-то детально изучить местность, составить ее карту. Были открыты неизвестные ранее храмы, сооружения для олимпийских игр. Они нашли уникальные произведения искусства и драгоценные надписи.Фронтоны храма Зевса, статуя Победы, «Гермес с младенцем Дионисом», работы Праксителя – все это невероятные скульптурные творения.
Такие открытия не только позволили изучить развитие архитектуры и творчества. Многие записи, найденные при раскопках, проливают свет на политические отношения в Древней Греции.
Лучше один раз увидеть
Сколько бы мы ни описывали величие и непревзойденность архитектуры того времени, вообразить, что это такое в действительности, невозможно. Никакие рисунки или фотографии не смогут заменить ощущения, когда ты все видишь в реальности.
Чтобы окунуться в эту атмосферу, почувствовать вековое «дыхание» стен, отправляйтесь в Афины. Храм Зевса Олимпийского представлен пятнадцатью колоннами и фундаментом. В археологическом парке можно увидеть также римские купальни, базилики V века.
Казалось бы, что интересного могут представлять собой камни. Проявите немного фантазии. Представьте, какие события они пережили, каких людей видели. Прикоснитесь к древнему миру. Говорят, что камни хранят всю информацию, полученную за долгое время существования. Возможно, вам откроются их тайны и чудеса.