Недавно принятый Федеральный государственный стандарт дошкольного образования обозначает одной из важнейших задач познавательного развития детей формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках. Целенаправленная деятельность по этому направлению включает проведение занятий, бесед, праздников, выставок и других форм работы с детьми и родителями.
В плане работы по патриотическому воспитанию ежегодным мероприятием становится День защитника Отечества в детском саду. Сценарий может быть составлен в форме спортивного соревнования или музыкального развлечения (или в любой другой по выбору педагогов).
День армии или праздник мужчин и мальчишек?
В советское время февральское мероприятие было обязательным и носило политическую окраску. В этот день прославляли советский строй, его силу и мощь, поздравления принимали военные. Именовался он ранее как День Красной Армии и Военно-Морского флота.
В наше время чествовать принято всех мужчин, вне зависимости от их принадлежности к армии, вплоть до мальчишек, которых считают будущими воинами. Праздник теперь называется День защитника Отечества. В детском саду сценарий составляется заранее, и проводится большая предварительная работа.
Цель и задачи проведения праздника
День защитника Отечества в детском саду проходит в рамках работы по патриотическому воспитанию. Основную цель его можно сформулировать как формирование представлений о защитниках родины через организацию разнообразной деятельности. Детский сад при помощи этого мероприятия решает также ряд задач:
- знакомит детей с праздником, создаёт радостное восприятие этого дня;
- формирует патриотические чувства, гордость за родную страну;
- воспитывает у детей чувство уважения к российской армии, любви к родине;
- способствует полоролевому воспитанию, учит мальчишек быть защитниками;
- осуществляет взаимодействие детей и взрослых.
23 февраля: от малышей до будущих школьников
Праздник будет проводиться во всех группах детского сада, но в разной форме и с разным наполнением. Необходимо учитывать возрастные особенности детей. Заранее требуется тщательно продумать, как пройдёт День защитника Отечества в детском саду.
Младшая группа может организовать интересное занятие с понятными героями – куклой, петрушкой, зайкой или мишкой. Праздник обязательно нужно назвать, поиграть в игры на ловкость, силу, меткость и другие качества защитников. И, конечно, праздник у маленьких детей ассоциируется с подарками, поэтому необходимо позаботиться о небольших презентах для мальчишек и сладких угощениях для всех детей.
Для детей средней группы можно организовать занятие, где познавательное развитие будет осуществляться в рамках темы праздника, или провести небольшое мероприятие, где сюрпризом будет появление какого-то героя, а в центре внимания будут мальчишки, их папы и дедушки.
Дети старшего возраста, кроме получения познавательной информации о празднике, могут разучить стихи и песни подобной тематики. Можно провести чтение произведений художественной литературы.
Подойдут для этого возраста и встречи с воинами. Это может быть кто-то из пап или дедушек, а может быть просто специально приглашённый гость, который расскажет в живом разговоре о службе в армии, сможет ответить на вопросы детей. Кроме того, целесообразно провести экскурсию к памятнику воинам.
Формы работы с детьми
- Занятия и мероприятия.
- Чтение художественной литературы.
- Просмотры тематических фильмов и мультфильмов.
- Выставки детских или семейных творческих работ (рисунков, поделок).
- Фотовыставки («Мой папа», «Наши дедушки»).
- Семейный фестиваль военно-патриотической песни.
- Поход к обелиску.
- Беседы.
- Встречи с воинами.
- Постройка снежных фигур к празднику.
Кто теремок защитит?
Итак, рассмотрим День защитника Отечества в детском саду. Занятие для первой младшей группы может быть организовано следующим образом.
Воспитатель: "Сегодня мы празднуем День защитника Отечества - праздник наших пап, дедушек и мальчиков".
Звучит музыка, появляется мышка. (Все роли могут сыграть педагоги, родители или дети старших групп, возможно использование игрушек и перчаточных кукол).
"Я мышка – норушка. А вы кто?"
Воспитатель: "Здравствуй! Это ребята, у нас сегодня праздник".
Мышка: "Я знаю, сегодня всех мужчин и всех мальчиков поздравляют. А среди вас мужчины есть?"
Мальчишки встают
Мышка: "Ой, вижу-вижу! А вы знаете, что значит быть настоящим мужчиной? Надо быть сильным!"
Воспитатель: "Наши ребята сильные, потому что они каждый день делают зарядку. Вот мы тебе её сейчас покажем и тебя научим!"
Танец «Зарядка»: дети выполняют простые движения по примеру взрослых.
Воспитатель: "Вот какие вы молодцы! Будем делать зарядку и становиться с каждым днём всё сильнее".
Мышка: "А мне пора в теремок, буду друзей к празднику ждать".
Воспитатель: "Ребята, вы ничего не слышите?"
Слышится храп. Воспитатель подходит к медведю.
"Посмотрите, это же мишка спит! Зима заканчивается, скоро весна, а он ещё спит. Разбудим его?"
Музыкальная игра «Разбуди мишку». Дети подходят к медведю, топают, хлопают, он просыпается, в шутку ловит их.
Мишка (потягиваясь): "Ох, и сладко же я спал! Лапу я во сне сосал. Хорошо, что вы меня разбудили! А то бы я праздник пропустил. Меня мышка в теремок приглашала".
Воспитатель: "Ты проснулся в самый раз, праздник тут у нас сейчас".
Мишка: "Я мишутка косолапый, разомну-ка свои лапы! Да и вы не сидите, со мной плясать выходите!"
Танец «Медвежата».
Медведь: "Как вы хорошо ручками хлопаете и ножками топаете, видно, что сильные вы и ловкие. Спасибо, что разбудили. А теперь мне в теремок на праздник пора".
Звучит музыка, появляется зайчик:
"Я – ловкий мальчишка, серый зайчишка.
Я – будущий мужчина, сегодня праздник - вот причина,
Что я сюда к вам прискакал.
На праздник я не опоздал?"
Воспитатель: "Здравствуй, заинька! Какой ты быстрый."
Зайка: "А я ещё и ловкий, и меткий! Зря говорят, что я косой! Хотите, посоревнуйтесь со мной!"
Проводит игру – дети должны мячиком попасть в корзинку.
Зайка: "Ух ты! Какие вы меткие, как настоящие мужчины! А я побежал к мышке в теремок, на праздник!"
Звучит музыка, прибегает лисичка:
"Я – лисонька-лиса, рыжая краса.
Шубка, лапки, носик и пушистый хвостик!"
Воспитатель: "Здравствуй! И ты на праздник?"
Лиса: "Да-да, конечно. Так спешила, чуть не опоздала".
Воспитатель: "Так ты же девочка, а сегодня поздравляют мальчиков".
Лиса: "Вот я и пришла вам сказать, что уже давно пора мальчишек поздравлять".
Воспитатель: "Точно! Спасибо, что напомнила! Девочки, давайте поздравим наших мальчиков".
Лисичка: "А я к мышке в теремок побегу, мы с ней будем наших сказочных мужчин пирогами угощать! До свидания, ребята!"
Девочки дарят подарки мальчикам, всем детям сладкие угощения.
Праздники для малышей
День защитника Отечества в детском саду во 2 младшей группе тоже может пройти как театрализованное представление для мальчишек. Дети 3-4 лет уже могут подпевать, активно двигаться под музыку, шагать, бегать, прыгать, поэтому сценарий с участием каких-то персонажей можно дополнить подвижными играми, танцами или песенками.
Военные профессии
В День защитника Отечества в детском саду (средняя группа) занятие направлено на знакомство с родами войск. В процессе работы обогащается словарь детей, расширяется их лексический запас.
Примерный план занятия:
- Беседа о том, что такое праздник и какие праздники знают ребята.
- Рассказ о празднике День защитника Отечества в детском саду. Разбор слов «защитник», «Отечество».
- Рассматривание иллюстраций и картинок с изображениями моряков, танкистов, летчиков, пограничников.
- Чтение стихотворений о солдатах разных родов войск.
- Беседа о качествах, которыми должен обладать защитник, и демонстрация этих качеств – физминутка.
- Беседа о форме. Дидактическая игра «Узнай, чей это головной убор».
- Рассказ о военной технике (показ техники на видео или игрушек на столе). Игра с машинками.
- Итог занятия.
«Каждый солдат мечтает стать генералом» (фрагмент)
Как еще может проводиться День защитника Отечества в детском саду? Старшая группа может взять за основу такой сценарий.
Звучит торжественная праздничная музыка, под которую дети и родители входят в спортивный зал. Для них заранее приготовлены стулья и скамейки, расставленные по обе стороны.
Слышатся фанфары, под их звучание выходит ведущий.
"Добрый день, дорогие друзья! Мы рады приветствовать всех в этом зале – и девчонок, и мальчишек, а также наших уважаемых взрослых – родителей и педагогов. По всей нашей стране завтра будет отмечаться праздник – День защитников Отечества. Кого мы так называем?"
Ответы детей.
"Вы все правы! Наши защитники - это папы, дедушки, старшие братишки. И наши мальчики тоже скоро вырастут и будут охранять от врагов нашу родину, поэтому сегодня и их день тоже. Вам, дорогие наши мальчишки и мужчины, мы посвящаем сегодняшний наш праздник.
Папу, дедушку и братика
Мы поздравить не забыли!
День защитника Отечества –
День смелости и силы.
Самолёты звеньями
По небу летят.
Лётчики-солдаты
Землю защитят.
Пограничник на посту
Границу стережёт.
Если враг вдруг сунется –
Вряд ли он пройдёт.
Пусть солдаты на посту
Всех нас защищают!
Знайте, их у нас в саду
Нынче поздравляют!
Праздник радостный, особый
Встречает детский сад.
День защитника Отечества
Отметить каждый рад!
Для всех наших мужчин и мальчишек наш музыкальный номер!"
В исполнении детей звучит песня "Когда я вырасту большим", муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой.
"Совсем скоро наши ребята вырастут, и, может, кто-то из них станет военным, а кто-то будет служить в армии и охранять нас с вами и нашу страну."
Звучит военный марш, под него строевым шагом выходит генерал: «Здравствуйте, бойцы!»
Дети отвечают: "Здравствуйте!"
Генерал: "Отставить «Здравствуйте!» учимся здороваться правильно: "Здравия желаю, товарищ генерал!"
Дети повторяют.
"Вот! Так-то лучше. Сегодня я оставил свою воинскую часть и своих обученных солдат и пришёл сюда, чтобы посмотреть, что умеет подрастающее поколение. Предлагаю пройти испытания, чтобы проверить, насколько вы готовы к военной службе. Всё понятно? Мальчишки и девчонки, вы готовы к соревнованиям?"
- Да!
Генерал: "Ну, что это за ответ? Надо отвечать: "Так точно!"
Дети повторяют.
"Теперь нам нужен опытный штаб, который будет следить за ходом наших учений. Есть в зале те, кто служил в армии?"
Выбирают несколько человек из родителей в жюри.
"Мы начинаем! Для начала команды должны построиться на плацу. Команды, стройся!"
Дети встают в две шеренги лицом друг к другу.
"Посмотрим, как вы готовы выполнять строевые команды."
По очереди и вразнобой произносятся команды: "Налево!", "Направо!", "Шаг вперёд!", "Шаг назад!" Темп постепенно укоряется.
"Строевой подготовкой вам ещё заниматься и заниматься! Однако попрошу штаб отметить, которая из команд больше заданий выполнила правильно. А мы продолжаем: и перейдем к форме. Перед вами две фуражки."
Надевает первым участникам из команд.
"Вы должны быстро преодолеть дистанцию до указателя и, обежав его, вернуться обратно. При этом нужно передать фуражку следующему бойцу."
Далее в сценарий можно включить различные конкурсы и эстафеты, которые дети выполняют по заданию генерала, и завершить праздник подведением итогов, награждениями и сладкими призами.
Работа со старшими дошкольниками
День защитника Отечества в детском саду подготовительной группы вполне может пройти по тому же сценарию, что и представленное выше мероприятие для старшей. А может быть совершенно другим. Старший дошкольный возраст позволяет использовать больше разнообразных форм работы с детьми:
- Разучивание стихов и песен.
- Беседы «Мой папа – солдат», «Наша армия сильна», «Русские богатыри» и другие.
- Прогулка-экскурсия к памятнику воинам-защитникам.
- Фильм о героях России.
- Изготовление подарков для пап, дедушек и братишек.
- Конкурсы и игры.
Нужно ли привлекать родителей?
Внедрение Федерального государственного стандарта требует от дошкольного образования поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей и вовлечения семей непосредственно в образовательную деятельность.
День защитника Отечества в детском саду как раз создаёт условия для участия родителей (законных представителей) в жизни образовательного учреждения.
Папы, дедушки или другие родственники-мужчины могут рассказать о своей службе в армии, показать фотографии, разучить с детьми строевое упражнение или пройти строем с песней.
Какой же праздник без подарков?
Хорошим воспитательным моментом является изготовление подарков к празднику руками детей. Кроме развития мелкой моторики и развивающего занятия по ручному труду, поделки или открытки, изготовленные детьми, создадут атмосферу праздника, позволят детям и взрослым запомнить надолго этот день.
Подарком могут стать игрушечные танки, самолётики, прочая боевая техника, сделанная из бросовых материалов или из бумаги и картона. Простор для творчества представляет создание открыток. Для этого также могут использоваться различные техники исполнения.