Знаете ли вы лучшие музыкальные сцены нашей страны, предназначенные для исполнения камерной музыки? Любители этого вида искусства, безусловно, перечислят множество залов. Но одним из первых будет назван Малый зал филармонии в Санкт-Петербурге, где уникальная акустика позволяет слушателям уловить каждый звук согласно замыслу композитора и дает возможность любому инструменту и голосу продемонстрировать свою многогранность.
Весна 1949 года подарила городу новую сцену. Это был Малый зал филармонии, «младший брат» Ленинградской академической филармонии. Он получил имя композитора М.И. Глинки, в творчестве которого особое место занимала камерная музыка.
Особое восприятие звука
Атмосфера небольшого зала, где исполнение музыкальных произведений предполагалось для небольшого круга людей, настраивает к особому восприятию музыки – интимному и доверительному. В масштабности и великолепии внутреннего убранства этот концертный зал сильно уступает Большому залу филармонии, что тем не менее нисколько не умаляет его уникальности. Особенно это относится к акустике. Зал, рассчитанный всего на 480 мест, позволяет исполнителю находиться рядом со слушателем, на расстоянии взгляда и голоса. Камерность обстановки мысленно переносит всех участников концерта - и музыкантов, и публику - в далекие времена, когда искусство собирало узкий круг ценителей в салонах и музыкальных гостиных.
История дома на Невском проспекте
Красивый особняк, появившийся в середине XVIII века на пересечении Невского проспекта и Екатерининского канала (сегодня канала Грибоедова), был построен для генерала А.Н. Вильбоа, а позже стал принадлежать князю А.М. Голицыну.
Именно с этого времени дом начал привлекать петербургскую знать проводившимися музыкальными концертами и маскарадами, а уже с XIX века он станет настоящим музыкальным центром столицы. К началу XIX века владельцем особняка становится М.С. Кусовников, купец-миллионер, любитель развлечений с природным актерским талантом. До реконструкции в 30-х годах в доме Кусовникова находилось Петербургское филармоническое общество, регулярно организовывающее концерты именитых и молодых музыкантов.
Дом Энгельгардта собирает бомонд столицы
Свое знаменитое имя - Дом Энгельгардта - особняк получил к середине XIX века. Его владелица О.М. Энгельгардт, дочь купца Кусовникова, со своим супругом, богатым меценатом и ценителем искусства, продолжали по традиции устраивать пышные маскарады, балы и музыкальные вечера для высшего общества. Став главным концертным залом столицы, чета Энгельгардт приглашает для выступлений на своей сцене многих выдающихся музыкантов своего времени: Р. Вагнера, Ф. Листа, И. Штрауса, П. Виардо и М.И. Глинку.
Музыкальный салон на Невском собирал у себя весь бомонд столицы. Здесь бывали поэты А. Пушкин, В. Жуковский и М. Лермонтов, писатели И. Тургенев и К. Рылеев, музыкант А. Рубинштейн и баснописец И. Крылов. Кстати, популярность маскарадов госпожи Энгельгардт была настолько велика, что под ярким впечатлением от увиденного М. Лермонтов развернул действие своей драмы «Маскарад» именно в стенах этого особняка.
С приходом новых владельцев статус музыкального центра столицы дом постепенно утратил. Здесь появлялись новые магазины и лавки, почти 40 лет работали банки, но реконструкции здания, осуществлявшиеся новыми владельцами, не затрагивали концертный зал. В нем проводились дворянские вечера и собрания.
В 1941 году, в самом начале войны, центральная часть особняка была разрушена ударом авиабомбы. Восстановление дома началось одним из первых еще до окончания войны. С 1944 по 1948 велись строительные работы, и уже в мае 1949 года принял первых слушателей малый зал филармонии. Адрес его: Невский проспект, 30.
Новая жизнь камерного зала
В премьерном сезоне филармония (Санкт-Петербург), малый зал которой был открыт первым из восстановленных концертных площадок страны, развернула свою программу разносторонне и широко. Проводились не только плановые выступления, но и различные музыкальные мероприятия, посвященные памятным датам, авторские вечера и сольные выступления музыкантов.
Среди первых исполнителей этой камерной сцены были композитор блокадного города Д. Шостакович и его ученик Г. Свиридов. Здесь звучала музыка В. Соловьева-Седого и А. Петрова, С. Слонимского и В. Гаврилина. Малый зал филармонии слышал чарующий голос дебютантки Е. Образцовой, будущего знаменитого русского баса Е. Нестеренко, звук смычка молодых М. Ваймана и М. Майского и виртуозные пассажи начинающих пианистов Г. Соколова и А. Угорского.
Юбилейные мероприятия 2014 года
Все концертные мероприятия, проходившие на сцене Малого (камерного) зала филармонии в 2014 году, были посвящены двум знаменательным датам – 65-летию открытия Малого зала академической филармонии и 210-летнему юбилею М.И. Глинки. Особое место среди запланированных музыкальных вечеров отводилось камерной музыке, прародительнице многих музыкальных жанров, выступлениям симфонических оркестров, проведению конкурсов молодых музыкальных дарований.