Просматривая спектакли некоторых драматургов, к примеру, Эжена Ионеско, можно вплотную столкнуться с таким явлением в мире искусства, как театр абсурда. Чтобы понять, что способствовало появлению этого направления, нужно обратиться к истории 50-х годов прошлого века.
Что такое театр абсурда (драма абсурда)
В 50-х годах впервые появились постановки, сюжет которых казался зрителям абсолютно бессмысленным. Главная концепция этих пьес состояла в отчуждении человека от социальной и физической среды. К тому же во время действия на сцене актёрам удавалось совмещать несовместимые понятия.
Новые пьесы рушили все законы драматургии и не признавали никаких авторитетов. Таким образом, был брошен вызов всем культурным традициям. Этим новым театральным явлением, которое в какой-то мере отрицало существующий политический и социальный строй, стал театр абсурда. Понятие это было впервые использовано театральным критиком Мартином Эсслином только в 1962 году. Но некоторые драматурги были не согласны с таким термином. К примеру, Эжен Ионеско предлагал назвать новое явление «театром насмешки».
История и источники
У истоков нового направления стояли несколько французских и один ирландский автор. Самую большую популярность смогли завоевать у зрителя Эжен Ионеско и Сэмюэл Беккет. Свой вклад в развитие жанра сделали также Жан Жене и Артюр Адамов.
Идея театра абсурда впервые пришла в голову к Э. Ионеско. Драматург попытался выучить английский язык, используя при этом учебник для самостоятельного изучения. Именно тогда он обратил внимание на то, что многие диалоги и реплики в учебнике абсолютно бессвязны. Он увидел, что в обычных словах таится много абсурда, который превращает зачастую даже умные и высокопарные слова в совершенно бессмысленные.
Однако говорить о том, что к возникновению нового направления причастно только несколько французских драматургов, было бы не совсем честно. Ведь об абсурдности человеческого существования говорили ещё экзистенциалисты. Впервые полностью эта тема была развита у А. Камю, значительное влияние на творчество которого имели Ф. Кафка и Ф. Достоевский. Однако обозначили и вывели на сцену театр абсурда именно Э. Ионеско и С. Беккет.
Особенности нового театра
Как уже говорилось, новое направление в театральном искусстве отрицало классическую драматургию. Общими характерными для него чертами стали:
- фантастические элементы, которые в пьесе уживаются с реальностью;
- появление смешанных жанров: трагикомедии, комической мелодрамы, трагифарса - которые стали вытеснять «чистые»;
- использование в постановках элементов, которые характерны для других видов искусства (хор, пантомима, мюзикл);
- в отличие от традиционного динамического действия на сцене, как это было ранее в классических постановках, в новом направлении преобладает статика;
- одно из главных изменений, которое характеризует театр абсурда, это речь персонажей новых постановок: создаётся впечатление, что они общаются сами с собой, ведь партнёры не слушают и не отвечают на реплики друг друга, а просто произносят свои монологи в пустоту.
Виды абсурда
Тот факт, что новое направление в театре имело сразу нескольких родоначальников, объясняет разделение абсурда на виды:
1. Нигилистический абсурд. Это произведения уже известного Э. Ионеску и Хильдесхаймера. Их пьесы отличаются тем, что понять подтекст игры на протяжении всего спектакля зрителям так и не удаётся.
2. Второй вид абсурда отображает вселенский хаос и, как одну из его основных частей, человека. В этом ключе были созданы произведения С. Беккета и А. Адамова, которые стремились подчеркнуть отсутствие гармонии в человеческой жизни.
3. Сатирический абсурд. Как становится понятно из самого названия, представители этого направления Дюрренматт, Грасс, Фриш и Хавель попытались высмеять нелепость современного им социального строя и человеческих стремлений.
Ключевые произведения театра абсурда
Что такое театр абсурда, зрители узнали после того, как в Париже прошла премьера «Лысой певицы» авторства Э. Ионеско и «В ожидании Годо» С. Беккета.
Характерной чертой постановки «Лысая певица» является то, что та, которая должна была бы быть главной героиней, на сцене так и не появляется. На сцене находятся только две женатых пары, чьи действия абсолютно статические. Их речь непоследовательна и полна клише, что ещё больше отображает картину абсурдности окружающего мира. Такие бессвязные, но абсолютно типичные реплики герои повторяют вновь и вновь. Язык, который по своей природе призван сделать общение лёгким, в пьесе только мешает ему.
В пьесе Беккета «В ожидании Годо» двое абсолютно бездейственных героев находятся в постоянном ожидании некого Годо. Мало того что этот персонаж так и не появляется на протяжении всего действия, его к тому же никто не знает. Примечательно, что имя этого неизвестного героя ассоциируется с английским словом God, т.е. "Бог". Герои вспоминают бессвязные фрагменты из своей жизни, к тому же их не покидает ощущение страха и неопределённости, ведь способа действий, который смог бы обезопасить человека, попросту нет.
Таким образом, театр абсурда доказывает, что смысл человеческого существования можно найти только в том, чтобы понять, что оно не имеет смысла.