Принято считать, что человек – существо социальное, способное на сочувствие ближнему. Само понятие сострадания предусматривает переживание вместе с кем-то его боли - страдание сообща. О том, насколько это чувство уместно и нужно ли оно в человеческом обществе, мнения, как ни странно, расходятся.
Сострадание как помеха
Кто-то отваживается прямо заявить, что это совершенно ни к чему, и приводит очередной пример сострадания из жизни (благо, в ней можно найти иллюстрацию любому образу мыслей): шла себе женщина, увидела бездомного щенка, пожалела, накормила, а потом неблагодарная псина выросла и покусала ребенка своей спасительницы.
Далее следуют ницшеанские размышления о том, что слабый должен погибнуть, а сильный, соответственно, выжить. Если размышлять в таком ключе, вопрос о том, нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, исключается в принципе. Справедливости ради следует заметить, что все эти рассуждения свойственны людям либо психически нездоровым (к которым принадлежал и сам основатель теории), либо эмоционально незрелым – в силу возраста или отсутствия воображения.Качество развитого человека
Способность к абстрактному мышлению в процессе сострадания необходима: мы зачастую сочувствуем людям, на месте которых ни разу не были (и слава Богу). Физические или душевные увечья и потери вызывают чувство сострадания – возможно, только благодаря тому, что человек оказывается способным собственный, аналогичный (даже самый ничтожный) опыт употребить на то, чтобы представить, как должен чувствовать себя тот, кому повезло еще меньше.
Опыт, сын ошибок трудных
Это приводит нас к распространенному мнению, которое утверждает, что, чтобы почувствовать чужую боль, нужно хотя бы раз испытать свою. С одной стороны, это верно – каждый из нас может подтвердить, что чужие чувства становятся намного понятнее, когда сам переживешь подобные. Дочки начинают гораздо лучше понимать своих мам, родив собственного ребенка. Перенеся унижение в школе, легче представить себя на месте изгоя.
С другой стороны, пресловутый личный опыт вовсе не обязательно является залогом успеха: каждый пример сострадания из жизни уравновешивается своей противоположностью. Показательна в этом отношении армейская дедовщина: вчера унижали меня, сегодня унижаю я. Такая месть, направленная на весь мир вокруг, – оборотная сторона сочувствия. То, каким образом каждый из нас употребляет свой жизненный опыт, зависит от личности человека, его воспитания, среды, в которой он живет, и многих других факторов.Чувство и дело
Если строго придерживаться фактической стороны, сострадание – это всего лишь чувство. Само по себе оно бесплодно и призвано всего лишь мотивировать к действию – прийти на выручку. И наоборот, чтобы получить помощь, сначала следует возбудить сострадание. Примеры из жизни людей сосредоточены, в принципе, на этом. Вот человек, приехавший из другого города, получил зарплату и согласился выпить в теплой компании малознакомых людей (поступок сам по себе далекий от оптимального, но, как правило, любой неприятности предшествует глупость). Новообретенные товарищи опоили его невесть чем, деньги забрали и вышвырнули беднягу на обочине.
Мимо идет парень, останавливается, узнает, в чем дело, и дает деньги на проезд до дома. Кто-то скажет, что это настоящий пример сострадания из жизни, но вполне может статься, что он так показателен только потому, что в этом случае чувство породило действие.
Давняя проблема
В ходе размышлений о природе сопереживания принято углубляться в оттенки понятий и говорить о том, что сострадание возвышает, жалость унижает, приводятся разнообразные трактовки, тонкие нюансы. Известный австрийский писатель С. Цвейг ввел еще одно понятие, имеющее отношение к предмету, - «нетерпение сердца». Он написал одноименную повесть, центральной темой которой и стало сострадание. Сочинение, примеры из жизни в котором яркие, интересные и очень иллюстративные, вправе считаться глубокой и весьма неоднозначной философской разработкой понятия сочувствия и ответственности за него.
Итак, молодой человек знакомится с девушкой-калекой, которая сильно влюбляется в него. В порыве сострадания (его ли?) герой решает на ней жениться. Далее подробно описываются его внутренние терзания, приводящие в результате к трагедии: брошенная героиня заканчивает жизнь самоубийством.Эта ситуация литературная, но аналогичный пример сострадания из жизни, пусть не столь драматичный, найти не так сложно, как кажется: в соседнем подъезде живет никому не нужный ребенок, почти беспризорник. Мать горько пьет, отчим над ним издевается. В одну «прекрасную» ночь мальчишка оказывается на улице, и его подбирают сердобольные соседи. Он ночует там день, другой, а потом никому не хочется ни брать на себя ответственность, ни возиться с чужим ребенком, и в результате он снова оказывается в кругу своей так называемой семьи.
Какое-то время мальчик приходит к людям, которые ему помогли: приносит цветы, пытается общаться, но не находит понимания: те заняты своими проблемами, им не до него. Он озлобляется и отправляется бродяжничать.
Нетерпение сердца
Логично предположить, что в деле сострадания, как и в любом другом, надо либо завершать начатое, либо не начинать вообще.
В книге тема получает своеобразное развитие: терзаемый муками раскаяния молодой человек приходит к доктору погибшей невесты, и тут выясняется, что тот в аналогичной ситуации поступил прямо противоположно: женился на своей слепой пациентке, посвятив ей всю свою жизнь.В уста этого персонажа автор вкладывает следующую мысль: бывает, дескать, истинное сострадание, а бывает просто нетерпение сердца - чувство, возникающее в каждом из нас, когда мы видим чью-нибудь боль или неприятность. Это вызывает в душе окружающих дискомфорт, желание поскорее исправить – не для того, чтобы помочь страждущему, а для того, чтобы вновь обрести собственный душевный покой. И наши суетливые, непоследовательные действия способны привести к поистине драматическим последствиям.
Еще один пример сострадания из жизни, который по полному праву может считаться классическим «нетерпением сердца» по Цвейгу, – милостыня, поданная в подземном переходе грязной женщине со спящим ребенком на руках. Уже сказаны и напечатаны тысячи слов об одурманенных наркотиками несчастных детях, благодаря которым обогащаются бессовестные люди - место им на каторге, с чугунным ядром на ногах. Но нет: граждане с завидным упорством продолжают бросать мелочь в картонную коробку нищенки, инвестируя таким образом в детоубийство. Это ли не насмешка над такими категориями, как сочувствие, сострадание, поддержка?Сначала – думать
Видимо, ко всему надо подходить, прислушиваясь к голосу не только сердца, но и разума. Даже христианская религия, призывая к оказанию милости, одновременно говорит: «Пусть твоя милостыня запотеет у тебя в руках, прежде чем ты узнаешь, кому подаёшь» (Учение 12 апостолов, глава 1, ст. 6). Трактуется этот совет по-разному, но и в том смысле, что не нужно оказывать поддержку «любостяжателю». Вряд ли деньги, врученные алкоголику на водку или наркоману на его адское зелье, являются проявлением сострадания - скорее уж, это желание поскорее отвязаться.
Очень важным является и еще один вопрос: "Нужны ли в жизни сочувствие и сострадание, требующие от человека жертвы и тем самым рождающие своеобразную цепную реакцию?" Тот же доктор из уже упомянутой книги, женатый на нелюбимой женщине, неминуемо вызывает сочувствие, как и она сама. Вправе ли человек жертвовать собой ради сопереживания или такие действия уничтожают и принимающего, и дающего?Примеры милосердия и сострадания из своей жизни может привести каждый, в ком есть хоть капля благодарности. Вряд ли на свете существует человек, которому никогда в жизни ни разу никто не помог. Равно как и злодей, не совершивший ни одного доброго дела... Все мы даем и получаем – а уж вопрос о соразмерности отданного и полученного каждый решает для себя сам.