«Яйца Фаберже» - название нарицательное. Этот символ роскоши, некогда распроданный большевиками за бесценок, сегодня стоит баснословных денег. Частные коллекционеры выкладывают за право обладания знаменитыми сокровищами миллионы.
Происхождение
Можно сказать, что Карл Фаберже – ювелир потомственный. Его отец еще в 1842 году открыл в Санкт-Петербурге свою фирму. Семья приехала в Россию из Эстонии, а предками знаменитого ювелира были французские гугеноты, бежавшие в Германию от недружественной политики короля-Солнца (Людовика XIV). Ничего выдающегося мастерская Фаберже-отца не делала: броши да диадемы, щедро усыпанные драгоценными камнями, пользовались неизменным спросом у представителей богатого купечества, но и только.
Густав изо всех сил старался выучить и обеспечить своего первенца, поэтому Карл Фаберже учился в престижнейших учебных заведениях Европы, обучался ювелирному мастерству во Франкфурте, а потом вернулся в Россию и в 24 года возглавил семейное предприятие. Часть исследователей утверждают, что он был чрезвычайно одарен в ювелирном деле, другие уверены, что выдающийся талант Карла Густавовича был чисто административный. Но зато менеджер, как сейчас бы сказали, он был от бога.Взлет
Когда в 1882 году в Москве происходила художественно-промышленная выставка, Фаберже повезло: изделия предприятия обратили на себя внимание Александра III и его жены. С этого момента и началось плодотворное сотрудничество ювелира с семьей монарха. Надо сказать, что император раздаривал дорогие украшения не то что килограммами – тоннами. Требовалось преподносить дары во время официальных визитов к правителям других стран, и тут годились искусно изготовленные сервизы, шкатулки, украшения и разнообразные безделушки с клеймом Фаберже.
Вскоре фирма получила и международное признание, одержав победу на выставке в Нюрнберге (1885 год). Судьи выбрали изделия, копирующие золотые украшения скифов. В этом же году было изготовлено первое яйцо Фаберже для дома Романовых.
Семья императора
Императрица благоволила к ювелиру с 1884 года: ей преподнесли сувенир, изображающий золотую корзинку с жемчужными ландышами. Мария Федоровна нашла вещицу прелестной, и можно сказать, что благодаря этому Карл Фаберже открыл новое направление в деятельности предприятия. С тех пор разнообразные фантазии, воплощенные в камне, золоте или кости, стали его фирменной особенностью.
Надо сказать, что знаменитый ювелир более всего ценил именно художественную сторону вопроса, и не все его изделия были драгоценными. На его предприятиях изготавливались разнообразные полезные мелочи, вроде ручек для зонтиков, звонков или каменных печатей. Согласно некоторым источникам, фирма делала даже медную посуду, а уж серебряные сервизы Фаберже и вправду славились по всей России (и не только).Художественная сторона
Ювелир ввел моду использовать не только драгоценные камни и металлы, но и материалы попроще: хрусталь, кость, малахит, яшму и др. Поначалу штат фирмы не располагал достаточным количеством квалифицированного персонала для выполнения всех идей, которыми был переполнен Карл Фаберже. Работы приходилось заказывать уральским мастерам. Но постепенно многие талантливые ювелиры, граверы и художники становились штатными сотрудниками предприятия. Среди них были мастера высочайшего класса, им Фаберже разрешал ставить на свои произведения собственное клеймо.
Рабочий день у сотрудников был просто рабский: они должны были трудиться с семи утра до одиннадцати вечера, а по воскресеньям – до часу пополудни. Удивительное дело, но при этом Карл Фаберже пользовался расположением подчиненных: от него не уходили, не организовывали конкурирующих фирм, хотя у многих была такая возможность. Надо сказать, что жалованье знаменитый ювелир платил щедрое, старых и больных работников на произвол судьбы не бросал, на похвалу не скупился.
Фирма имела собственный узнаваемый стиль. Еще одной особенностью стали разнообразные эмали, которые радуют глаз более чем 120 оттенками, а техника так называемой гильошированной эмали так и не поддалась воспроизведению.Яйца императорской коллекции
Наиболее широкую известность и посмертную славу Карл Фаберже получил благодаря пасхальным яйцам, которые его фирма изготавливала каждый год для императорской семьи. Начало традиции положил случай. Царь попросил ювелира сделать подарок-сюрприз для ее величества Марии Федоровны. Фаберже была предоставлена свобода выбора – так появилось первое яйцо императорской коллекции.
Первый образец представлял собой золотое яйцо, покрытое снаружи белой эмалью. Внутри него помещался желток и цветная курочка. Она, в свою очередь, тоже была с секретом: внутри птички находилась крохотная императорская корона и рубиновое яйцо, которое впоследствии было утеряно.
Идея не была оригинальна: подобные сувениры хранятся среди экспонатов нескольких европейских музеев до сих пор (возможно, там Карл Фаберже и черпал вдохновение).
Императрица от подарка пришла в восторг. С этого момента Фаберже должен был каждый год представлять ко двору новый шедевр, но с двумя условиями. Во-первых, яйцо с секретом могло изготавливаться только для царской фамилии. Во-вторых оно должно было быть абсолютно оригинальным.
Когда на престол вступил Николай II, традиция продолжилась, но теперь Фаберже создавал два сувенира: для супруги монарха и для вдовствующей императрицы.
В обход царского запрета
Уже много лет спустя стало известно, что ювелир все-таки обошел запрет своего августейшего покровителя: семь яиц, весьма похожих на оригиналы из царской сокровищницы, оказались собственностью жены некоего золотопромышленника. Что стало тому виной – баснословное богатство госпожи Кельх или ее прелестные глазки – доподлинно неизвестно. Кроме них есть еще как минимум восемь яиц Фаберже, изготовленных по частным заказам. То, что этот факт документально не подтвержден, служит отличным прикрытием для мошенников.
На изготовление каждого шедевра дом Карла Фаберже тратил почти год. Для создания эскизов привлекались самые талантливые художники, а вид будущего подарка хранился в строжайшем секрете.
В процессе изготовления царского сюрприза Фаберже не гнался за выгодой: в разные годы пасхальные яйца обходились императору в разную сумму и изготавливались из разных, порой вовсе недорогих материалов. Так, в 1916 году монарх получил стальное яйцо, подставкой для которого служили четыре патрона.Хозяева сохранившихся сокровищ
Говорят о 50, 52 и даже о 56 экземплярах, которые изготовил Фаберже для императорской семьи, но часть из них оказалась утрачена. Большевики, придя к власти, мало того что ограбили императорскую сокровищницу, так еще и распродали ее за бесценок. Сейчас известно местонахождение всего 46 из них.
В 2013 году поистине царский подарок жителям Санкт-Петербурга сделал российский олигарх Максим Вексельберг. Он выкупил у семьи Форбс самую большую в мире коллекцию яиц и открыл музей Фаберже, где 9 из 15 экземпляров может увидеть каждый желающий. Еще 10 шедевров находятся среди экспонатов Оружейной палаты, 13 пребывают в музеях Соединенных Штатов Америки, 2 – в Швейцарии и еще 13 рассеяны по частным коллекциям (несколько принадлежат королеве Великобритании).
Еще один музей Фаберже открыт в Баден-Бадене, там демонстрируются яйца 1917 года изготовления: из карельской березы (предназначалось вдовствующей императрице) и стеклянно-хрустальное (для Александры Федоровны). Подлинность последнего вызывает некоторые сомнения, поскольку такое же нашлось в запасниках Минералогического музея в Москве, но хозяин шедевра, еще один русский миллиардер Александр Иванов, уверяет, что обладателем оригинала является именно он.