Метрополитен - одно из величайших изобретений ХХ века. Сложно себе представить жизнь в большом городе без этого вида транспорта. Мало кто знает, что в Москве и Санкт-Петербурге можно посетить такое заведение, как музей метрополитена. Гостям этих городов наверняка будет интересно побывать в подобном месте.
Метро как вид транспорта
Само слово "метрополитен" английского происхождения и дословно переводится как "столичная железная дорога". Метрополитен - это особый вид транспорта, представляющий собой железнодорожную ветку (или несколько веток), по которым курсируют поезда по заданным маршрутам. Главной чертой метрополитена, которая отличает его от всех остальных видов транспорта, является его обособленность, изолированность по отношению к уличному и пешеходному движению.
Тем не менее иногда бывает весьма сложно определить, относится ли конкретная транспортная система к метрополитену. К примеру, является ли метрополитеном подземная железная дорога в Новом Афоне? Или же так называемый скоростной трамвай в городе Кривом Роге, часть трассы которого проходит под землей? Именно поэтому в мире существует множество "гибридных" (пограничных) систем метро.
Первая в мире линия метро была проложена в Лондоне в 1863 году. Её длина составляла почти 6 километров.
Самой крупной на планете системой метрополитена на сегодняшний день является Нью-Йоркское метро. Оно включает в себя 24 маршрута и насчитывает 468 станций. В Европе крупнейший метрополитен находится в Москве.
Посетить музей метрополитена в том или ином городе - это прекрасная возможность узнать об истории его строительства, да и о самом городе в целом.
Московский метрополитен: история и современность
В бывшем Советском Союзе первое метро появилось именно в столице этого государства. Первая линия в Москве была запущена еще в 1935 году, а до начала войны, в 1941 году, в городе действовало уже целых три линии. В годы Великой Отечественной войны тоннели московского метро активно использовались в качестве бомбоубежищ.
Интересно, что идея о строительстве метрополитена в городе возникла еще во времена Российской Империи, а именно в 1875 году. Но все те проекты так и не были реализованы. Музей истории метрополитена в Москве во всех подробностях поведает об истории его создания и развития.
Сегодня система Московского метрополитена включает в себя 12 линий, на которых расположено 196 станций. В ближайшие пять лет их общее количество должно увеличиться еще на 78 станций.
Стоит отметить, что московское метро - это не только вид транспорта. Это еще и настоящий заповедник соцреализма - культурного течения советской эпохи. Так, 44 станции Московского метрополитена входят в перечень объектов культурного наследия страны.
Музей метрополитена (Москва)
Экспонаты этого музея однозначно будут интересны людям всех возрастов. Отзывы о нем исключительно положительные.
Можно считать, что музей Московского метрополитена был основан в 1967 году. Именно тогда была организована первая небольшая экспозиция. Сотрудники метрополитена предположили, что она будет интересна простым жителям столицы. И они не ошиблись. В музее всегда были посетители, с самого первого дня его существования.
Вполне логично, что музей Московского метрополитена находится также под землей. А именно - в пределах станции метро "Спортивная". Посетить его можно со вторника по субботу (с 10 часов утра до 16:30).
В целом, музей метрополитена в Москве оставляет хорошее впечатление как у простых посетителей, так и у людей, которые связаны с транспортом профессионально. Здесь можно увидеть множество интереснейших экспонатов, среди которых: модели эскалатора и турникета, самая настоящая кабина поезда метро, многочисленные макеты, а также огромная коллекция жетонов и билетов (некоторые из них датированы 1935 годом).
Отзывы о музее исключительно положительные. Все, кто побывал здесь, отмечают, что экспонаты вызывают огромный интерес, особенно у краеведов и любителей всяческой старины. Нравится туристам и экскурсионное сопровождение в музее, которое осуществляется на высоком уровне. Многие в восторге от возможности посидеть в кресле машиниста метропоезда.
Однако посетители музея отмечают и один весомый его недостаток - это слишком маленькая площадь для таких экспозиций.
Петербургский метрополитен: история и современность
В отличие от московского, метро в Санкт-Петербурге было запущено уже после войны - в 1955 году. Сегодня Петербургский метрополитен состоит из пяти линий, насчитывает 67 станций и 7 пересадочных узлов. Некоторые станции удачно совмещены с железнодорожными вокзалами города.
У питерского метрополитена есть одна отличительная особенность: он держит первенство в мире по средней глубине станций метро. А одна из них ("Адмиралтейская") является глубочайшей в России. Кроме того, большая часть станций отличается красивым и оригинальным оформлением.
Как и в случае со столичным метро, в Петербурге идея строительства подземки возникла еще в конце XIX века. Однако до разработки серьезных проектов дело дошло лишь в конце 1930-х годов.
В 1941 году начались работы по его строительству. Как раз перед нападением Гитлера на Советский Союз работники успели заложить 34 ствола шахт. Однако в скорости их пришлось затопить из-за отсутствия средств для дальнейшего строительства. А в 1944 году погиб и руководитель строительных работ И.Г. Зубков.
Завершить сооружение Петербургского метрополитена удалось лишь после окончания Великой Отечественной войны. Торжественное открытие метро в Санкт-Петербурге (тогда Ленинграде) состоялось 15 ноября 1955 года.
Музей метрополитена Санкт-Петербурга
Музей метро в городе Санкт-Петербурге был основан в 2005 году. Причем активное участие в этом процессе принимали ветераны Петербургского метрополитена. Посещение этого уникального музея начинается с просмотра документального фильма об истории транспортной системы. А затем гость начинает знакомиться с самыми интересными тайнами и загадками питерской подземки.
К примеру, многих жителей города интересует вопрос о том, почему на станции "Автово" одни колонны сделаны из стекла, а другие - из мрамора. Музейные гиды с радостью ответят на него. Оказывается, на этой станции все колонны должны были быть выполнены из стекла. Однако на заводе сломались пресс-формы, и в экстренном порядке для изготовления остальных колонн был использован именно мрамор.
"Безумно интересно!" - именно так чаще всего отзываются об этом музее. Хотя некоторые считают, что этот музей ничем не выделяется среди других, что сходить туда раз можно, если уж совсем нечего делать, вход бесплатный. Так или иначе, но все посетители музея петербургского метро сходятся на том, что его лучше посещать с экскурсией. Ведь так можно узнать о многих интересных фактах о метрополитене и его строительстве.
Заключение
Музей метрополитена в Москве или Санкт-Петербурге - отличное место для тех, кто всерьез интересуется особенностями этого удивительного вида транспорта. В этих заведениях посетители смогут не только узнать об истории строительства метро в конкретном городе, но и услышать о тайнах и загадках подземного мира крупных мегаполисов России.