Кукольный спектакль – это театральное действо, в котором физическую составляющую выполняют куклы, которыми управляют и за которых говорят актёры-кукловоды. Этот вид искусства существует уже много веков и остаётся любимым как детьми, так и взрослыми.
Значимость кукольных спектаклей в жизни детей
Очень важно водить детей в театр, поскольку он имеет большое воспитательное значение. Но многие малыши боятся сказочных героев, когда их играют актёры-люди на сцене. При этом они не пугаются актёров-кукол, так как они небольшие и похожи на игрушки, которыми малыши любят играть. Поэтому наилучшим вариантом будут кукольные спектакли для детей. Сценарий должен соответствовать возрасту зрителей, чтобы быть ими понятым.
Спектакли с участием кукол дарят малышам хорошее настроение и много впечатлений, развивают их способности, воспитывают их эмоциональность. Дети видят взаимоотношения между героями, которые показывают им, какими нужно и не нужно быть. Персонажи являют собой примеры доброты, любви к близким и к Родине, настоящей дружбы, трудолюбия, стремления к исполнению мечты…
Очень большое поучительное значение имеют кукольные спектакли для детей. Сценарий представления в исполнении кукол близок ребёнку. Дети испытывают восторг, когда видят кукольные спектакли. На их глазах происходит волшебство – куклы оживают, двигаются, танцуют, разговаривают, плачут и смеются, превращаются во что-то или в кого-то.
Советы
Чтобы написать хороший, интересный сценарий детских кукольных спектаклей, необходимо знать, для какой аудитории он будет демонстрироваться: для обычных детей или для специфического зрителя, где не всё можно показать. В некоторых же случаях бывает необходимо продемонстрировать что-то конкретное.
Когда тема сценария будет определена, нужно выбрать главного героя (он должен быть положительным) и его антагониста, то есть отрицательного персонажа, который будет создавать для него трудности. Внешний вид кукол должен соответствовать их характерам.
Когда персонажи определены, нужно продумать сюжет: что будет происходит с героями и где. Кукольный спектакль должен быть поучительным и при этом в нём желательно присутствие юмористических деталей. Лучше, если диалоги не будут слишком длинными. В спектакле должно быть больше действия, чем текста. Долгие диалоги будут для маленьких зрителей утомительными. Самое главное – это написать сценарий интересный и понятный.
Выбор сюжета
Этим необходимо озадачиться в первую очередь. Выбирать сюжет, по которому будет написан сценарий кукольного спектакля, нужно, исходя из возраста детей, которые будут его смотреть. Малышам, к примеру, 3 лет будет сложно воспринимать то, что предназначено для детей 8 лет.
Кукольный спектакль для дошкольников будет интересен и понятен, если его сценарий будет написан по одной из таких сказок, как «Колобок», «Репка», «Теремок», «Курочка Ряба», «Три медведя» и так далее. Эти сюжеты знакомы малышам с самого раннего детства. Кукольные спектакли для детей младшего школьного возраста уместнее ставить по таким сказкам, как «Конёк-Горбунок», «Приключения Буратино», «Али-Баба и 40 разбойников», «Вини-Пух», «Золушка», «Дюймовочка», «Кот в сапогах», «Маугли», «Путешествия Гулливера», «Синяя птица» и другие. Сценарии по этим произведениям идеально подойдут для зрителей от 6 до 12 лет. Кукольные спектакли для детей должны быть яркими, запоминающимися, чтобы у маленьких зрителей они вызывали как можно больше положительных эмоций и оставляли массу впечатлений.
Композиция сценария
Спектакли кукольного театра (так же, как и любого другого) строятся по схеме:
- завязка;
- развитие действия;
- кульминация;
- развязка.
Завязка – это самое начало всего спектакля. Она необходима для ознакомления зрителя с действующими лицами, с местом действия и с тем, с каких событий началась вся история, которая будет рассказана.
Развитие действия – это постепенный переход от завязки к кульминации.
Кульминация – это основной момент в спектакле, служит переходом к развязке. Он самый напряжённый и значимый в сюжете, исход пьесы во многом от него и зависит.
Развязка – этап, на котором действие завершается, происходит подведение итогов. Это своеобразный результат предыдущих составляющих всего сюжета.
«Машенька и медведь»
В данной статье представлен примерный сценарий кукольного спектакля для детей дошкольного возраста. За основу взята сказка «Маша и медведь». Детский кукольный спектакль по этому русскому народному произведению будет соответствовать всем требованиям, по которым должен быть построен сюжет. Здесь есть положительная главная героиня (Машенька) и отрицательный персонаж – Медведь, который создаёт трудности для девочки. В этой сказке есть весёлые и поучительные моменты.
Действующие лица
Сценарий кукольного спектакля по сказке «Маша и медведь» предполагает задействование в представлении следующих персонажей:
- Машенька;
- медведь;
- бабушка Машеньки;
- ее дедушка;
- подружка Машеньки;
- Собачка.
Завязка
Кукольный спектакль «Маша и Медведь» начинается с того, что подружка приглашает Машу пойти в лес за грибами.
Декорации изображают деревенский дом, где живёт главная героиня со своими бабушкой и дедушкой. Вдали виднеется лес. К дому Машеньки подходит её подружка с корзинкой в руках и стучится в окно.
Подружка: Машенька, просыпайся скорее, а то все грибы прозеваем! Хватит спать, уже петухи пропели.
В это время из окошка выглядывает Машина бабушка.
Бабушка: Не шуми, а то разбудишь! Я внучку свою в лес не отпущу, там медведь живёт.
Машенька выходит из дома с корзиночкой. Бабушка выходит следом за ней и пытается не отпустить её в лес.
Машенька: Бабушка, отпусти меня в лес по грибы, пожалуйста!
Подружка: Надо торопиться, а то солнце уже высоко, а до леса далеко идти. Наберём подберёзовиков, лисичек и земляники.
Машенька: Отпусти меня, бабушка.
В окошке домика появляется дедушка.
Дед: Ладно тебе, бабка, отпусти Машеньку в лес! Там уже давно никакого медведя и в помине нет, его Федот застрелил.
Бабушка: Хорошо бы. Только вот Федот твой врать горазд.
Машенька: Бабушка, ну отпусти меня в лес за грибами и ягодами!
Бабка: Ладно, внученька, пойди, но смотри, не заблудись и возвращайся до темноты.
Машенька с подружкой пошли в лес, а дед с бабкой – в дом.
Развитие действия
Кукольный спектакль (его действие) переносится в лес. Машенька с подружкой собирают грибочки и ягодки. Пока идут по лесу, поют песенку.
Машенька (увидев гриб, убегает вперёд): Ой, я грибочек нашла.
Подружка: От меня не убегай и не отставай, а то заблудишься!
Машенька: А вот и ещё один грибочек.
Она убегает за деревья и её за ними уже не видно, только голос её слышится.
Машенька: Как много грибов! Свинушки, опята, лисички. Ой, тут ещё и ягоды. Земляника, черника, брусника.
Подружка находит гриб, срывает его и кладёт в свою корзинку. После этого оглядывается по сторонам.
Подружка: Машенька, где же ты? Ау! Отзовись! Вернись! Наверное, заплутала Машенька. Уже темнеет, пора мне домой идти.
Подружка срывает ещё несколько грибочков, затем возвращается в деревню.
Кульминация
Машенька идёт по лесу с полной корзинкой грибов. Она выходит на опушку, где стоит медвежья избушка.
Машенька: Подруженька моя, ау! Отзовись! Я тут! Где же ты? А вот чья-то избушка, попросим того, кто в ней живёт, нас домой отвести.
Она стучит в дверь и ей открывает медведь. Он хватает её и утаскивает к себе в дом.
Медведь: Заходи, раз пришла. Останешься у меня жить! Будешь мне печь топить, наводить порядок, пироги печь малиновые, кисель варить и кашу манную, а иначе я тебя съем.
Машенька (плачет): Я не могу тут остаться! Меня бабушка с дедушкой ждут, плачут. Кто им без меня обед варить будет?
Медведь: Ты мне в хозяйстве нужнее! Будешь со мной жить, а обеды им можешь и здесь варить, а я их относить буду.
Следующая картина представляет деревенский домик, из которого выходят Машины бабушка и дедушка, они идут в лес на поиски своей внучки.
Бабушка: Говорила я ей, чтобы в лес она не ходила, а ты: «Иди, иди». А моё сердце чуяло беду. И где теперь искать нам нашу внученьку?
Дедушка: А что я? Ты же её сама в лес отпустила! Кто же знал, что она до темноты загуляется…
Бабушка: Внученька, где ты? Ау! А вдруг медведь её съел? Где ты, Машенька?
Из-за дерева показывается медведь. Он выходит навстречу бабушке с дедушкой.
Медведь: Что вы тут раскричались? Вы мне спать мешаете!
Бабушка и дедушка пугаются его и убегают.
Медведь: Вот и славно! Нечего в моём лесу гулять!
Медведь уходит в свою избушку.
Развязка
Наступило утро. Медведь выходит из избушки. За ним следом идет Машенька и несёт большой короб.
Медведь: Куда это ты собралась? Что в коробе у тебя?
Машенька: Я пирожки испекла с малиной и черникой для бабушки с дедушкой! Они будут рады.
Медведь: Хочешь от меня убежать? Меня не обхитришь! Я в лесу самый умный! Я твои пирожки им сам отнесу.
Машенька: Хорошо, отнеси. Только вот боюсь, что все пирожки ты по дороге сам съешь. Я тогда залезу на сосну и оттуда буду за тобой следить, чтобы ты короб не открывал и ничего не съел.
Медведь: Я тебя не обману.
Машенька: Принеси-ка мне дров, чтобы я кашу сварила тебе, пока ты к моим бабушке и дедушке ходишь.
Медведь уходит за дровами. Девочка в это время прячется в короб. Вскоре Медведь возвращается, приносит дрова, взваливает на спину короб и идёт в деревню, напевая песенку.
Медведь: Ох, что-то я устал. Сяду-ка на пенёк да съем пирожок!
Машенька: (высунувшись из короба): Высоко сижу, далеко гляжу! Не садись на пенёк и пирожки мои не ешь! Отнеси их бабушке с дедушкой.
Медведь: Вот ведь глазастая какая.
Он вздыхает и идёшь дальше.
Лес заканчивается, медведь уже в деревне. Он подходит к домику Машеньки и стучит. К нему подбегает собака и набрасывается. Медведь бросает короб и бежит к себе в лес. Бабушка с дедушкой открывают короб, а оттуда выпрыгивает Машенька. Они радуются, что внучка вернулась, обнимают её и в дом ведут.
Сценарий кукольного спектакля «Маша и медведь» рассчитан на детей от 2 до 6 лет.