Проблемы общественного устройства стояли всегда, именно их в своих сказках анализирует и критикует Салтыков-Щедрин. Этим он показывает любовь к Родине, неравнодушие к тому, что происходит с родным народом и на любимой земле.
Салтыков-Щедрин – обличитель социального неравенства
Салтыков-Щедрин не понаслышке знал все пороки крепостного строя. Выросший в дворянской семье, он с детства впитал ненависть к порабощению крестьян. Салтыков Щедрин сам говорит о своем детстве, где страдания, испуг и голод крестьян вызывали в молодой душе писателя боль.
Щедрин поступает учиться в Царскосельский лицей. К сожалению, учебное заведение уже не то, каким было при Пушкине: ослабел преподавательский состав. В головы студентов насаждалась мысль о том, что их задача – «исполнение начальственных предначертаний». Тем не менее лицейские годы плодотворно сказались на мировоззрении писателя, именно там он знакомится с Петрашевским. Дружба известного утописта и писателя становится очень крепкой.
Уже в первых своих работах Салтыков-Щедрин критикует социальный строй и общественные порядки. За это Николай I ссылает писателя на Вятку. Там Салтыков-Щедрин еще больше укрепляется в идее обличения общественного устройства.
По возвращении из ссылки Салтыков-Щедрин работает в Министерстве, знакомится с Некрасовым и начинает работу в «Отечественных записках» и «Современнике». Будь то писательское дело или государственная служба, везде окружающие отмечали уникальную работоспособность Михаила Евграфовича.
Сказка – венец творчества писателя
Сказки являются венцом творчества Салтыкова-Щедрина. С одной стороны, обращение к этому жанру было обусловлено политическими мотивами. В 1881 году народовольцы убивают Александра II. После этого события печатные издания подвергаются жестокой цензуре. Соответственно, необходимо было изобретать новую форму, чтобы обратить внимание читателя к критике общественных проблем. Это подтолкнуло Салтыкова-Щедрина прибегнуть к эзоповскому жанру – сказке.
Была еще одна причина обращения писателя к сказке: как он считал, этот жанр ближе всего к народу, через него можно донести до любого читателя свои мысли. Использованные средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина не оставили равнодушными большинство слоев общества.
«Сказки для детей изрядного возраста» – так назывался первый сборник Салтыкова-Щедрина, куда вошло 28 сказок. Почему писатель так называет свою аудиторию? Дети с помощью сказок познают окружающий мир, так же, по мнению Салтыкова-Щедрина, и взрослые должны открыть глаза на окружающую действительность.
Сам писатель предстает в образе рассказчика – добродушного сказателя, через рассказы которого проступает саркастический смех. Критики охарактеризовали Салтыкова-Щедрина как «прокурора русской действительности».
Чаще всего в одной сказке поднято несколько актуальных тем. Их можно свести к четырем: обличение безграничной власти царя, господствующего класса, либерализма, также писателя волнует проблема народа.
Художественное своеобразие сказок Салтыкова-Щедрина
По своему объему сказка не превышает рассказ. Но в ней выявлено самое существенное в людях и их поведении.
Достигается идея через всевозможные средства создания комического. В сказках Салтыкова-Щедрина можно отметить следующие художественные особенности:1. Связь с народными сказаниями:
- Зачины: «Жили да были», «В некотором царстве».
- Числительные в нечисловом значении: «Тридевятое царство».
- Присказки: «По щучьему велению».
- Сказочные эпитеты: «Звери лютые».
- Сказочные имена: «Иванушка-дурачок».
2. Прослеживается басенная традиция. Часто их называют баснями в прозе, потому что аллегорическим языком показаны человеческие пороки через образы зверей («Премудрый пискарь»).
3. Соединение реального и фантастического – основной источник, с помощью которого достигается комическое в сказках Салтыкова-Щедрина.
4. Для сказок характерен афористичный язык.
Юмор и сатира: различие понятий
Прежде чем анализировать средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина, необходимо определить, что использует автор: юмор или сатиру. Эти два понятия относятся к комическому эффекту, но есть у них существенное различие: юмор – это добрый смех, не переходящий на личности. С сатирой все обстоит иначе: это злая, едкая усмешка. Как правило, она высмеивает человеческие или общественные пороки. Протест и праведный гнев – это спутники сатиры.
Именно сатирический смех использует Салтыков-Щедрин в сказках. Такой смех должен заставить читателей задуматься, все ли хорошо в существующих порядках.
Как писатель добивается комизма
Рассмотрим средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина.
Писатель использует несколько приемов:- Гипербола (преувеличение). Например, пискарь, живущий и дрожащий 100 лет в своей норе (сказка «Премудрый пискарь»).
- Гротеск (соединение реальности и фантастики). Можно сказать, что гротеск присущ большинству сказок Щедрина. Ведь его герои, как правило, оказываются в полуреальном-полуфантастическом мире («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» – реальные генералы фантастическим образом переселяются автором на необитаемый остров).
- Аллегория (через образы животных показаны человеческие и общественные пороки). Например, сказка «Самоотверженный заяц», где осуждается рабское повиновение, пересиливающее инстинкт самосохранения. И это возведено до благородства.
- Эзопов язык. Прием, при котором авторская речь иронична, полна недомолвок и иносказаний. (Генералы, попав на остров, «заплакали первый раз после того, как закрыли регистратуру»).
Как видим, используются разнообразные средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина. Сочинение на эту тему должно освещать каждый прием.
Анализ комических средств в сказке "Дикий помещик"
Разберем одну из сказок, чтобы охарактеризовать средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина. «Дикий помещик» – одно из самых популярных произведений писателя этого жанра. В сказке повествуется о помещике, который остался без крепостных крестьян. Ему казалось, что, лишившись «мужика», заживет хорошо, но случилось все наоборот. Помещик настолько одичал, что стал похож на животное.
Салтыков-Щедрин поднимает в сказке важную мысль: безграничная власть помещичьего класса над крестьянством, тупость и никчемность жизни помещиков. Доносит автор свою мысль, используя характерные средства: гиперболу, гротеск, синекдоху и антитезу.
Гиперболичен образ помещика после того, как пропали крестьяне: оброс шерстью, когтями, утратил умение говорить. Если говорить о гротеске, достаточно привести в пример факт того, что из поместья пропали крестьяне. Кроме того, Салтыков-Щедрин легко переходит от реального к фантастическому: вот помещик живет при крепостных – ситуация реальная, дичает «без мужика» – фантастическая, мужик появился – жизнь снова стала реалистичной.
В композиции сказки использована антитеза – противопоставление: сытой жизни помещика с мужиком противопоставлена жизнь без мужика. Чтобы придать явлению рабского подчинения крестьянства масштабный характер, писатель прибегает к синекдохе, приему, при котором через часть выделяется целое: «мужик» в сказке – это все крестьянство в целом.
Язык автора ироничен, тон его характерен для эзопова языка (помещик не мог произносить уже членораздельные звуки, «но хвоста еще не приобрел»).
Мы рассмотрели средства создания комического в сказках Салтыкова-Щедрина. Сочинение будет неполным, если не выделить художественные средства: метафоры («огненный шар») и эпитеты («золотое слово», «рассыпчатое тело»).
Использует автор и фольклорные мотивы. Этим достигается комическое в сказках Салтыкова-Щедрина. Сочинение по «Дикому помещику» – не исключение. Следует отметить: зачин («в некотором царстве»), присказки («жить да поживать»), фольклорные образы животных (рассудительный медведь, трусливый заяц, умный мышонок), троекратные повторы (три раза принимал помещик гостей, когда исчезли крестьяне).
Сказки Щедрина – памятник сатиры. Используя народную поэтическую традицию, писатель смог воплотить богатое идейное содержание.