Отношение Чацкого к крепостному праву. Пьеса "Горе от ума". Грибоедов

Осенью 1824 года уже окончательно была отредактирована сатирическая пьеса «Горе от ума», которая сделала А. С. Грибоедова русским классиком. Много острых и больных вопросов рассматривает это произведение. В нем речь идет о противопоставлении «нынешнего века» «веку минувшему», где затрагиваются темы образования, воспитания, нравственности, порядков государственного устройства, а также обличаются нравы высшего московского общества, которое к тому моменту уже растеряло все моральные ценности и почти полностью погрязло в неискренности и фальши. Теперь все продается и покупается, даже любовь и дружба. Об этом постоянно думает и размышляет писатель Грибоедов. Чацкий же - только художественный герой, который озвучивает его мысли. Самое удивительное в этом произведении заключается в том, что фразы из него стали одними из самых цитируемых в русской литературе.

отношение чацкого к крепостному праву

«Горе от ума». Комедия. Чацкий

Многие крылатые выражения пьесы «Горе от ума» используются и сегодня в нашем обиходе, но сейчас нет смысла всех их перечислять. Изначально это произведение было запрещено цензурой, так как уж очень явными были нападки автора на существующий строй самодержавия с его крепостным правом, устройством армии и многим другим.

Выразителем этих самых идей стал главный герой - молодой дворянин с прогрессивными взглядами - Чацкий. Его оппонентом же выступила особа из московского аристократического общества - барин и помещик Фамусов.

Отношение Чацкого к крепостному праву

Эти двое были противопоставлены друг другу своими взглядами на государственное устройство. По нескольким цитатам произведения можно охарактеризовать отношение Чацкого к крепостному праву. Именно в них заключается весь смысл едкой сатиры комедии, созданной Грибоедовым. Этих высказываний не так уж и много, но зато какие они!

Чацкий встает на защиту угнетенного народа и высказывается на счет крепостного права весьма эмоционально и сильно. Одна часть этих высказываний начинается со слов: «Тот Нестор негодяев знатных, толпою окруженных слуг…». Она только еще сильнее подчеркивает негодование главного героя, когда речь идет о крепостных.

Употребляемое вначале слово «Нестор» трактуется как «управляющий», то есть та русская знать, которая владеет крепостными людьми. Униженная и оскорбленная чернь служит этим высокопоставленным господам верно, защищает их от всяких напастей, а порою спасает от неминуемой смерти.

грибоедов чацкий

Опасный человек

В итоге они получали «благодарность» в виде обмена их - живых людей - на щенков породистых борзых собак. Отношение Чацкого к крепостному праву очень явное и негативное. Он не скрывает своей ярости и презрения, его возмущению нет предела. За это время он успел провести три года за границей и вернулся в Москву. Из этого следует вывод, что Чацкий повидал много разных обществ и государственных устройств, которые не имели крепостного права. Ему было обидно за свой народ и за открытую форму рабства, присутствующую в России в XIX веке.

горе от ума комедия чацкий

Независимая личность

Есть и другое его высказывание, которое следовало за предыдущим, и оно звучало так: «Или вон тот, еще, который для затей, на крепостной балет согнал на многих фурах…». Отсюда видно, что зачастую крепостных использовали ради забавы, на потеху или удивление гостей и друзей. Чацкий напоминает о каком-то знатном дворянине (собирательном образе), создавшем балет, в котором участвовал крепостной народ. Для Чацкого это был жуткий пример эксплуатации живых людей как неодушевленных марионеток. Но вся беда заключалась в том, что когда хозяину пришла нужда, он отдал крепостных за долги как какую-то вещь.

Первое высказывание Чацкого - обличающее и суровое, а второе содержит чувство жалости по отношению к бедным людям.

Интересно и то, что отношение Чацкого к крепостному праву не предполагает прямых выпадов в сторону Фамусова. Но и это не создает сомнений по поводу взглядов героя, потому что он - истинный патриот независимых вольнолюбивых воззрений. Чацкий искренне желает процветания своей Родине, презирает карьеризм и чинопочитание, осуждает всякие подражания заграничному и считает, что человека должны уважать и ценить не за количество крепостных, а за его личные качества.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 6
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Ну и где же Чацкий против крепостного права? А то, что количество его крепостных уменьшилось на 100 человек - у нас нет оснований не доверять сведениям Хлёстовой и Фамусова, просто у Фамусова они устарели года на три, а то и более. Вот так учат в школе пренебрегать фактами ради идеологии.
Копировать ссылку
0
8. Чацкий "знобил" своих людей собственной прихоти ради - в такой невозможной спешке не было никакой не было - мог бы выехать и за две недели. 8. Кучера бросил на морозе, лакея, посланного разыскивать кучера, вытолкал потом на мороз, дабы он не мешал подглядывать и подслушивать, а Фильку запер в швейцарской с той же целью. Фильке этот произвол Чацкого ещё отольется ссылкой на скотный двор.
Копировать ссылку
прошу прощения за опечатку, следует читать: "в такой невозможной спешке не было никакой необходимости"
Копировать ссылку
0
7. Неужели судьба балерины или танцовщика тяжелее работника скотного двора и т.д. Без определенного образования балерин не бывает. Привести примеры великих артистов вышедших из крепостных? 8. У любителя балета вышло всё-таки что-то толковое, раз вся Москва "дивилась их красе". Разорение такого мецената можно назвать не иначе, как благородным - он послужил Искусству, которое прославило потом Россию.
Копировать ссылку
0
1. Чацкий только сообщает от Несторе и любителе балета но никак их не осуждает. 2. Откуда Чацкий может знать о том, что делал Нестор в часы "вина и драки", если не участвовал в этих "часах"? 3. Не очевидно, что Чацкий осуждал Нестора именно за отношение к людям, как к вещи, вполне возможно, что обменяй он своих слуг на 10 борзых собак, то никакого возмущения и не было бы. 4. Что это за честь, которую могут спасти слуги? 5. Вряд ли Чацкий представлял все трудности комплектования балетной труппы.
Копировать ссылку
0
Оксана, а какой смысл переписывать то, чему учили в коле исходя из идеологических соображений?
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.