Павел Афанасьевич Фамусов - один из ключевых и самых ярких персонажей комедии «Горе от ума». Если разбирать его фамилию, то она происходит от fama, что с латыни переводится как "общественное мнение, молва". Цитатная характеристика Фамусова говорит о нем как о человеке, у которого в приоритете чины и деньги. Все действия комедии происходят в доме Фамусова, и поэтому в сюжете дом имеет весьма большое значение.
Цитатная характеристика Фамусова
Все события развернутся очень рано на рассвете, когда день чуть забрезжит, а закончатся, когда погаснет последняя лампа. Именно с той самой минуты, когда бой старинных часов нарушит ранее сонное утро, старик Фамусов будет вовлечен поначалу в события комических розыгрышей, но постепенно все это перерастет в драму.
Образ хозяина дома имеет двойственный характер. В первой части произведения его ставят в нелепое положение интриги молодежи, которые он никак не может проследить и понять. Сначала Софья морочит голову ему какими-то возлюбленными, рожденными в бедности, а потом его пугает Чацкий своим вольнодумством - «карбонариями». А дальше от всего увиденного и услышанного он и сам начинает ждать чего-то вроде «разбоя и пожара», и поэтому изо всех сил будет стараться спасти свою дочь и гостей от Чацкого, которого называет «безумным вольтерьянцем».
Цитатная характеристика Фамусова и Чацкого
Фамусов - яркий представитель старой и закоренелой московской знати. Цитатная характеристика Фамусова указывает на то, что он еще тот «крепкий орешек». Его убеждения и взгляды непоколебимы, так как представляют собой опыт предков и передавались из поколения в поколение. Он абсолютно не слушает чужих мыслей и доводов, и поэтому Грибоедов нарочно делает его глуховатым. В беседе с Чацким он часто выражается: "Не слушаю"; "Под суд! Под суд!». Его негативное отношение к Чацкому полностью противоположно обхождению со Скалозубом, в котором он показывает свою заинтересованность как в потенциальном женихе для Софьи. Отношение Фамусова к Скалозубу определяет его одинаковое отношение как к семейной жизни, так и к службе, потому как все в равной степени построено на выгоде. Чацкий о Скалозубе отзывается словами: «Имеет страсть к мундиру».
Конфликт
Фамусов о Чацком говорит, что он «враг исканий», не требующий «ни мест, ни повышенья в чине», занимающийся одной наукой. Цитатная характеристика Фамусова говорит о том, что он никогда не позволит «ввести в свое семейство» такого человека, для него он лицо антигосударственных взглядов, а это значит, что таких нужно опасаться, чтобы не накликать на себя беду. Для Фамусова такие вещи требуют искоренения, то есть человека, нарушающего общие устои, необходимо изолировать или посадить в рамки общепринятых оценок и мнений, таким образом не давая ему мыслить по-своему и тем более высказывать свое мнение приличной публике.
Для Фамусова самое страшное то, что Чацкий много размышляет, а еще у него есть привычка во всем иметь свое суждение, которое он свободно выражает. Фамусов говорит о нем: «Что говорит! И говорит, как пишет!» Помещик понимает, что умение так мыслить и говорить воспитывается посредством книг, и поэтому Фамусов выражается с негодованием об образовании: «Уж коли зло пресечь, собрать все книги бы да сжечь».
Окончание пьесы
Фамусов вольномыслие Чацкого называет «чумой и заразной болезнью», он считает его поколение бездумным, от которого необходимо ограждать семью и государство. Ошибочно думая, что Софья крутит роман с Чацким, Фамусов решает огласить его сумасшедшим: «Оглашу во весь народ»; «Подам в сенат министрам, государю».
Именно в этом состоит вся цитатная характеристика Фамусова. «Горе от ума» показывает очень яркий и живописный образ с типичными аристократическими мыслями и привычками своего времени.
В заключение непременно стоит отметить, что этот образ сыгран на сцене многими знаменитыми актерами русской сцены, среди них даже сам К. С. Станиславский.