Знаменитая на весь мир культурная столица России - Санкт-Петербург - очаровывает не только местных жителей, но и тысячи гостей, желающих посетить город мостов и белых ночей. Чем так привлекателен Санкт-Петербург и кто сделал его таким, каким мы знаем его сейчас?
Начало строительства Санкт-Петербурга
Основателем города был великий реформатор и царь Петр I. Впечатленный архитектурой и развитостью западных стран, которые он посещал, Петр I решил возвести в России город, не уступающий по красоте и изысканности европейским столицам. Так началось строительство Санкт-Петербурга.
Царь не был фанатичным приверженцем всего западного, но он умел извлекать самое важное из увиденного и приспосабливать это к условиям России. Архитекторы Санкт-Петербурга, которых он пригласил на работу из-за рубежа, были известными мастерами этого ремесла в европейских странах.
Среди них Жан-Батист Леблон из Франции и Доменико Трезини из Италии. Их задача заключалась не только в проектировании зданий в соответствии со вкусами и потребностями жителей города, но и в обучении архитекторов империи этому нелегкому искусству. Для поощрения иностранцев Петр I платил им гораздо большее вознаграждение, чем русским мастерам.
Архитекторы Санкт-Петербурга
Одним из первых зодчих в Петербурге в период с 1703 по 1716 год был Доменико Трезини — представитель раннего барокко. Среди его проектов - сооружение Кроншлота (артиллерийского форта для защиты от шведов); первый генеральный план города; план застройки Васильевского острова; планы возведения собора Петропавловской крепости, Летнего дворца, здания Двенадцати коллегий. Стиль архитектора менялся под влиянием окружающей его действительности. Первые проекты (в частности, колокольня Петропавловского собора) воплощали суровую скандинавскую манеру в зодчестве. Однако под влиянием традиций и стиля русских мастеров архитектурные формы Трезини приняли более мягкие очертания.
Такому же влиянию подверглись и другие архитекторы Санкт-Петербурга: особенности русского духа и манера жизни народов Российской империи вносили значительные коррективы в творческий процесс и эстетические взгляды зодчих.
Не менее важный вклад в градостроительство внес Георг Иоганн Маттарнови, немецкий зодчий, прибывший в Санкт-Петербург в 1714 году. Он вел строительство нескольких зданий — второго Зимнего дворца, здания Кунсткамеры, Исаакиевского собора. Но после его внезапной смерти в 1719 году завершать начатое пришлось архитектору Николаусу Гербелю.
Еще один выдающийся архитектор, работавший в Северной столице, - француз Жан-Батист Леблон. Он был автором первого генерального плана города. Кроме того, зодчий создал планировку Летнего сада, а также парков и садов в Стрельне и Петергофе (в частности, он построил Эрмитаж, Монплезир, царские палаты и павильоны Марли).
Одним из первых монументальных проектов стал Дворец Меншикова, возведение которого началось в 1710 году по разработке Джованни Мария Фонтана и было закончено в 1720 году уже Иоганном Шеделем. Здание было сооружено специально для любимца царя — князя Александра Меншикова.
Архитекторы, построившие Санкт-Петербург, работали целыми поколениями. Так, в 1716 году в город вместе с семьей и помощниками прибыл Бартоломео Карло Растрелли, заключивший трехгодичный контракт с царем. Зодчий занимался созданием целой группы барельефов для Большого каскада в Петергофе; создал конный монумент Петра I (установленный перед Михайловским замком), а также несколько портретов царя и его «восковую персону».
Главный архитектор Санкт-Петербурга
Сын Бартоломео-старшего — Бартоломео Франческо Растрелли — приехал в город вместе с отцом в возрасте 15 лет. Обучение он проходил у таких выдающихся зодчих, как Д. Трезини, Н. Микетти, М. Земцов и А. Шлюттер. Растрелли-младший творил в Санкт-Петербурге порядка пятидесяти лет, создав за этот период известные на весь мир сооружения: Екатерининский дворец в Царском Селе, дома графа Строганова и Воронцова, Большой Петергофский дворец. Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге — так называют Бартоломео Растрелли, воплотившего в этом комплексе все свое мастерство. Строительство велось с 1754 по 1762 год. После его завершения дворец стал главной зимней императорской резиденцией. Здание выполнено в стиле барокко. Оно является последним монументальным сооружением, воплощавшим манеру мастеров, работавших в этом направлении.
Произошло так потому, что вторая половина XVIII века характеризуется резкими изменениями в экономических отношениях и вкусах общества, которые привели к быстрому угасанию популярности барокко.
Архитектор Зимнего дворца в Санкт-Петербурге испытал настоящую трагедию в связи с резкой потерей интереса к архитектурному стилю всей его жизни, уступившему место классицизму. Редко бывает так, чтобы мастер пережил эпоху течения, в котором он творил. Для Растрелли это стало настоящим ударом.
Влияние иностранцев на русское зодчество
Первая половина XVIII века стала знаковой в истории русского зодчества. Несмотря на то что знаменитые архитекторы Санкт-Петербурга были иностранцами, они во многом определили развитие зодчества в Российской империи, наделив его отчасти западными тенденциями. В то же время сами мастера под влиянием окружающей среды, нравов и традиций русского народа и его мировоззрения меняли стиль своей работы, подстраиваясь под вкусы и пристрастия заказчиков.