История Российского государства насыщена событиями различного рода. Наиболее значимые оставили след не только в летописях, но и в памятниках архитектуры и искусства, изучая которые можно пройтись по всем вехам становления нашей Родины. До сегодняшнего дня неистребим интерес людей к быту и жизни императоров и царей династии Романовых. Период их правления окружен роскошью, блеском дворцов с прекрасными садами и великолепными фонтанами. Начало было положено в XVII веке, когда юный царь Михаил Федорович Романов переехал жить в царские палаты Московского Кремля. Они не были столь великолепны, как сегодня, и не всегда являлись местом фактического проживания венценосных особ, но на современном этапе являются памятником величия российских правителей.
Романовы
Смутное время принесло России множество потрясений и невзгод, без твердой правящей руки монарха страну раздирали противоречия. История Романовых как царей начинается с 1613 года, именно тогда Земский собор выдвигает наиболее подходящую кандидатуру на престол. Михаил Федорович Романов, с точки зрения многих современников, был наиболее приемлемой кандидатурой. Он происходил из богатых бояр, являлся родственником последнего царя из рода Рюриковичей, не оставившего прямых наследников, и был лицом, которое не участвовало в гонке за власть, т. е. сохранил нейтралитет. Во внимание был принят и возраст будущего государя, который позволял достаточно легко им манипулировать для достижения политических целей. Фактически юный царь был запуган гонениями и опалой Бориса Годунова, он в свои 16 лет был болезненным и безвольным человеком, который подчинялся воле матери и отца беспрекословно. С момента избрания Михаил Федорович переселяется в царские палаты, которые за время его правления отстраиваются практически заново. Многие постройки, возведенные для Ивана III, на тот момент были фактически разрушены. В XVII веке Московский Кремль – это царский дворец, который становится местом сосредоточения всей политической и экономической жизни государства.
Царские палаты
Каждый по-разному понимает и представляет жизнь и быт царской семьи. Все русские люди уверены, что правящий страной человек должен занимать царские палаты. Значение слова и его определение всегда идет в превосходной степени. Это не просто жилье для группы людей - это самое большое, высокое, красиво оформленное помещение, где государь работает и отдыхает. В этом есть доля правды: царский дворец должен отражать величие всего государства, быть его визитной карточной, так как именно он служит местом приема иностранных посланников. В XVII веке Московский Кремль является городом внутри города. Там живут и работают сотни человек, располагаются многочисленные дома придворной знати, церкви, монастыри, министерства. Такое количество людей необходимо снабжать всем необходимым и поддерживать огромный административный аппарат в рабочем состоянии, следовательно, царские палаты соседствуют с мастерскими, кухнями, конюшнями, погребами и даже садами и огородами. Конечно, периметр Кремля охранялся с особой тщательностью, простому прохожему было не пройти, а просители, которые съезжались со всей страны, терпеливо ждали своей очереди за его стенами. Если исходить из дословного перевода, то жилые, высокие (2-3 этажа), каменные сооружения назывались не иначе, как царские палаты. Значение слова в русском языке, применительно к территории Московского Кремля, охватывает не одно помещение, а большую территорию с расширенным функционалом, которая разделяется на отдельные секторы, используемые по прямому назначению. Например, Теремной дворец служил в качестве опочивальни, престольного помещения, различных проходных хозяйственных построек и имел свою церковь и храм. Каждый вид помещений имел свое название и назначение: Грановитая палата, Патриаршая и т. д.
Теремной дворец
Русские архитекторы XVII в. (Константинов, Огурцов, Ушаков, Шатурин) создали уникальную по своей самобытности жемчужину в ансамбле всего Московского Кремля. Теремной дворец был построен с использование сохранившихся фрагментов предыдущего строения, чем и объясняется ступенчатая структура здания. В дальнейшем данный стиль часто применялся в истории развития русского зодчества. Наружная отделка дворца выглядит великолепно: белокаменные наличники, разноцветные изразцы с элементами геральдических рисунков, декоративные пилястры, особое внимание привлекает уникальная декоративная резьба. Второй этаж Теремного дворца отведен под царские палаты. Фотографии современных (восстановленных) интерьеров не способны передать богатство убранства комнат. Стены и своды каждой палаты выдержаны в едином цвете и расписаны декоративным орнаментом. В 1636 году строительные работы в Теремном дворце заканчиваются, но впоследствии к нему достраиваются прочие помещения, которые не портят общий вид здания. В год окончания работ на мужской половине дворца создается церковь Нерукотворного Спаса (Верхоспасский Собор), отделенная от Теремного дворца позолоченной решеткой. Самым древним сооружением комплекса является храм Рождества Богоматери (на Сенях), датируемый XIV веком. Он неоднократно перестраивался, но сохранился до наших дней. Все церкви - Воскресения Словущего, Екатерины и Распятская - гармонично вписаны в ансамбль Теремного дворца. Уникальные иконы, выполненные на шелковой ткани, и неповторимая стенопись придают культовым сооружениям самобытный вид.
Златоверхий теремок
Самая высокая часть Теремного дворца, с которой открывается удивительный вид Москвы, была построена для детей Михаила Федоровича - там они должны были заниматься. Теремок располагается над Престольной палатой государя. Помещение это просторное, светлое, с расставленными вдоль стен лавками. Служило оно также и для заседаний Боярской Думы, а иногда использовалось в качестве царского кабинета. Теремок по периметру окружен открытыми галереями для прогулок: с торца здания это большие полноценные площадки, а длинная сторона представляет собой узкие проходы, которые снабжены только низкими парапетами. Отсюда все здание, равно как и весь древний город, виднелось как на ладони. Златоверхий теремок был построен в 1637 году, это уникальное творение русских зодчих. Комната очень богато украшена, но при этом является уютной и теплой, большие окна пропускали много света, цветные слюдяные камушки создавали причудливую игру различных красок. Карниз крыши украшает ажурная металлическая решетка, оконные наличники покрыты искусной белокаменной резьбой (как и во «взрослой» части палат), которая на каждом окне разная. Птицы, цветы, звери, разнообразные плоды и сказочные персонажи украшают рельефы, символизируя многообразие и богатство окружающего мира. Западный портал, открытый для обзора, украшен доской, которая содержит надпись о принадлежности данных хором государевым детям - царевичам Алексею Михайловичу и Ивану Михайловичу. Между текстом и по краям рельефа нанесен рисунок, способствующий пробуждению интереса к обучению и играм в указанной комнате. Изображение, с точки зрения современного человека, выглядит наивным и непритязательным, но мастерство его создателей сложно переоценить. Описывать Златоверхий теремок можно бесконечно, и основными тезисами будут: яркий, теплый, живой, великолепный.
Башенка
Вероятно, при строительстве теремка архитекторы подразумевали физическое возвышение государя над его землями. Царь смотрел на город с его высшей точки (если не брать в расчет колокольню Ивана Великого), т. е. находился между Богом и людьми, что позволяло ему оценивать ситуацию и принимать решения масштабного характера. Для любознательного царевича Алексея Михайловича Романова эта высота показалась полностью освоенной. Поэтому к терему с восточной части была пристроена «смотрильная башенка». Уровень пола этого небольшого сооружения совпадал с крышей наивысшей точки Теремного дворца. Строительство велось позднее, именно поэтому восточный портал терема был недоступен обзору, хотя изначально украшался так же красиво, как и западный. С башенки открывался лучший вид, но, вероятно, царевичам нравилось находиться выше отца и всех знатных бояр, которые занимали их комнату на непродолжительное время. Попасть туда можно было двумя путями: через Златоверхий теремок, который соединялся белокаменной лестницей с сенями башенки, образуя ход из восточного портала, или напрямую, из нижних палат. В этом случае посетитель попадал в небольшой тамбур рядом с теремком и уже оттуда по открытому пространству доходил до сеней, из которых мог подняться в рассматриваемое нами помещение.
Патриаршие палаты
Новоселье праздновали в середине 1655 года, на него пришла вся семья Романовых. Патриарх Никон пожелал, чтобы его помещения были выдержаны в максимально насыщенных тонах. Палаты построены в более классическом, «простом» стиле, однако это значительно компенсируется богатством декора здания и буйством красок примыкающего с востока храма Двенадцати Апостолов. Третий этаж с мелкими комнатками был достроен только к концу XVII века. Несколько белокаменных крылец, позволяющих выходить на открытые галереи, позолоченные ажурные коньки, великолепные фрески придавали Патриаршим палатам торжественный вид. Особенно оттенял позолоченное великолепие розовый цвет, в который Никон приказал покрасить стены своих апартаментов. Современный вид палат оставляет ощущение какой-то недосказанности, возможно, проект не был воплощен в жизнь полностью.
Потешный дворец
Палаты Романовых, при всем своем великолепии и просторе, не могли вместить всей семьи. Поэтому в 1651 году - по приказу нового русского царя Алексея Михайловича - на территории Московского Кремля начинается возведение нового здания, которое предназначено для проживания отца жены (тестя) И. Д. Милославского. Стоит отметить удивительную особенность строения - оно стало первым московским «небоскребом», т. к. состояло из четырех этажей. Уже в середине XVII века отмечалась нехватка площадей под застройку. Внутри первого этажа располагался сквозной проезд длиной 30 метров. Над жилыми комнатами для удобства хозяина была построена церковь Похвалы Богородицы со звонницами, алтарь которой выносился за пределы дворца при помощи кронштейнов. Он нависал над кремлевской улицей, таким образом, все церковные каноны были соблюдены. Милославский прожил в этом доме 16 лет, после чего дворец перешел в казну государства. Название «Потешный» он получил позже, в 1672 году, при Федоре Александровиче Романове, когда в него переселились сестры государя. Использовались помещения для забав царского двора (потех): здесь ставились первые театрализованные представления, откуда и пошло его название. Для удобства царской семьи Теремной и Потешный дворец соединили закрытыми переходами.
Зарядье в Москве
Один из наиболее древних районов Москвы, который проходит между Варварской улицей и рекой, является историческим памятником уже только по своему местоположению. На данном участке расположены уникальные постройки русского зодчества - церкви, храмы и соборы, возведенные в XIV-XVIII веках. Но наибольшую туристическую популярность Зарядье в Москве получило в качестве места зарождения рода Романовых, российских царей. Название территории произошло от слова «ряд», имеются в виду торговые ряды, которые тянулись до Красной Площади. К сожалению, памятник не дошел до наших дней в первозданном виде, остались только палаты. Об остальных элементах дома и двора можно судить по сохранившимся описаниям быта боярского рода. Согласно преданиям, первый русский царь из дома Романовых родился именно в доме на Варварке, который в свое время построил его дед. Во время правления Ивана Грозного палаты были разорены стрельцами по приказу царя, в дальнейшем многократно страдали от пожаров и всевозможных перепланировок под монастыри и церкви. Музей был организован на этом месте только по указанию Александра II, в середине XIX века. История Романовых началась именно здесь. По структуре помещения палаты имели достаточно стандартный облик домов того времени. Подземную часть занимали подвалы и кладовые, там же находилась поварня, или кухня. Жилые помещения располагались выше: библиотека, кабинет, комната для занятий старших детей предназначались для мужчин. Женская половина дома была более просторной, со светлыми комнатами для рукоделия, причем боярские дочки занимались прядением и шитьем вместе со служанками. Дошедшие до наших дней украшения, посуда, мебель, шитье, предметы быта поражают простотой и изысканностью отделки. Палаты Романовых в Зарядье называют "старым государевым двором".
Царская палата Гатчина
Более поздние постройки, возводимые по приказу царской семьи, продолжают поражать своими размерами и великолепием. Только с XVIII-XIX века их называют не царскими палатами, а дворцами. Например, Гатчина. Дворец сей был построен по указанию Екатерины II для ее фаворита Григория Орлова. Это место и проект будущего комплекса выбирался ими совместно, строительство официально было закончено в 1781 году, хотя опальный граф въехал в него раньше. В 1883 году, после смерти Орлова, Екатерина выкупила дворец у его наследников для Павла I. Каждый из семьи Романовых совершенствовал этот ансамбль для собственных нужд и перестраивал его с учетом новых технических достижений человечества. В настоящее время данный памятник архитектуры и истории находится в состоянии реставрации. Дворец очень сильно пострадал от рук фашистов в период Великой Отечественной Войны, некоторая часть экспонатов была вывезена в Германию.
Царское село
Начиная с Петра I, все императоры российские оставили свой след в истории формирования современного облика города Пушкин, вернее, его уникальных архитектурно-парковых объектов. До прихода к власти большевиков это место было известно как Царское Село. Александровский дворец, равно как и Екатерининский, вместе с прилегающими к ним территориями и комплексами зданий, являют собой настоящие произведения искусства! На территории современного музея встречаются все направления художественных стилей - от роскоши русского барокко до классицизма и более современных направлений XX века. Екатерининский дворец в Царском селе позволяет почувствовать дух нескольких эпох правления дома Романовых. Екатерина Великая, Елизавета, Александр I - все оставили свой след в развитии внешнего облика и внутреннего содержания дворца. Не меньшее значение для целостности восприятия имеет прилегающая к ансамблю парковая территория, которая создавалась для каждого сооружения индивидуально. Эпоха правления Александра I, Николая II (последнего российского императора) связана с Александровским (Новым Царскосельским) дворцом. С исторической и архитектурной точки зрения данные объекты имеют не меньшее значение, чем Кремлевский дворец. Фотографии, видеоматериалы, постоянные экскурсии по всем местам пребывания дома Романовых пользуются неизменным спросом как внутри нашей страны, так и у многих иностранцев.