С развитием и укреплением государственности в Российской империи необходимо было создать четкую структуру государственного управления, которое должно было базироваться на единых принципах делопроизводства. Петр Первый как царь-реформатор просто не мог не создать такого документа, как Генеральный регламент.
Как создавался документ?
Определенная система государственного управления, безусловно, существовала и до введения Генерального регламента в действие. Как гласят многие источники, в начале 18 века в Российской империи существовали коллегии по различным направлениям государственной политики. Проблема состояла в том, что четко не были определены полномочия должностных лиц данных государственных органов.
Генеральный регламент Петра 1 базировался на основе принципов организации государственной власти, которые действовали в передовых на тот момент странах Европы. Например, в Швеции в 1718 году был принят устав, который послужил для царя Петра образцом. Но автоматически подстраивать нормы шведского под российскую жизнь царь не решился, поэтому 11 июня 1718 года был издан указ, согласно которому необходимо было сопоставить нормы шведского делопроизводства и законодательства с российскими по всем аспектам государственного управления. Такое задание получили 3 основные коллегии: камер-коллегия, военное управление и ревизион-коллегия. В 1719 году проект документа был уже готов. Прежде чем попасть на подпись к императору, проект должен был утвердить сенат. Этот этап в принятии важного для Российской империи документа был пройден достаточно быстро, а вот с подписанием у царя и, соответственно, получением юридической силы возникла странная заминка. Царь подписал его только спустя год после принятия в Сенате.
Структура документа
Отметим, что структура и суть норм, заложенных в тексте устава, соответствовали передовым на тот момент нормам права. Важной частью текста была преамбула, в которой указывались причины принятия и задачи, которые должны быть решены вследствие принятия данного документа. Генеральный регламент 1720 года состоял из 56 глав, которые были примерно одинаковы по размеру. Текст каждой главы нес достаточно большую смысловую нагрузку, был очень конкретным и четко решал суть вопроса, который был важен для эффективности государственного управления.
Генеральный регламент и его задачи
Как уже мы отмечали, в преамбуле были отмечены определенные задачи, которые должно было решить принятие документа. Приведем перечень этих вопросов:
- четкое управление государственными делами;
- систематизация государственных доходов;
- четкая работа органов юстиции и российской полиции;
- защита прав законопослушных граждан.
Как понимать суть этих заданий? Именно во время правления Петра Россия стала более современным государством. После своих поездок по Европе царь понял, что государственное управление - это то дело, в котором должны быть четкость и порядок. Системность в управлении страной нужна для того, чтобы власть знала обо всех процессах, которые происходят в обществе, во избежание неожиданных поворотов событий.
Суть основных положений регламента
Глава 1 установила, что все члены коллегий должны при вступлении в должность принимать присягу на верность государству. Нормами главы 2 устанавливалась шестидневная рабочая неделя. Также регламентирвалась длительность рабочего дня. Если член коллегии покинет свое рабочее место на час раньше окончания рабочего дня, то он может быть лишен зарплаты на неделю. Прослеживается порядок взаимодействия коллегий, как фактических органов исполнительной власти с Сенатом (законодательная власть). Президенты коллегий каждый четверг приезжали на заседание Сената, где отчитывались о работе и получали задания.
Как проходили заседания? Обязательно велся протокол, в котором отмечались все вопросы и предложения, которые коллегия рассматривала. За ведение протокола отвечал нотариус. Принцип коллегиальности при вынесении решений предусматривал присутствие на собрании коллегии всех или большинства членов.
Коллегия также имела связь с органами, которые находились в регионах. Генеральный регламент (год принятия 1720) утвердил безоплатность почтовой пересылки корреспонденции от коллегии в адрес губернаторств и воеводств, а также в обратном направлении. Другой связи между центральными и местными органами власти на тот момент быть не могло, потому что даже телефон появился ближе к концу 19 века.
Добавим, что в тексте документа речь идет о полномочиях различных должностей в коллегиях, о порядке предоставления отпусков и правилах ведения деловодства в органах государственной власти.
Заключение
Генеральный регламент - это важный документальный источник по истории России 18-19 веков. Утратил свою юридическую силу в 1833 году после принятия Свода законов Российской империи.