Американская авиация сегодня считается законодателем стандарта в области самолётостроения. В США считают такое положение совершенно естественным.
Первые полёты
Американские самолёты ведут свою историю с первого полёта братьев Райт. Именно им удалось построить в 1903 году не только действующий прототип самолёта, но и получить первые знания и опыт управляемого полёта.
Во время работы над машиной, названной ими "Флайер", изобретатели применили приёмы, лёгшие в основу всей последующей авиационной индустрии. Но братья опирались на опыт предшественников, передавших человечеству результаты своих достижений и неудач. К ним относятся прототипы самолётов, созданные во Франции, России, Англии и других странах. Поэтому первый успешный самолёт дал толчок дальнейшим разработкам во всех странах, способных их вести.
Заря авиации
Резкий рывок в изменении статуса авиации от неуклюжих гаражных самоделок к массовым индустриальным машинам, произошёл в годы Первой мировой войны. Военные самолёты США принимали в ней участие только на завершающей стадии. Поэтому американцы не накопили достаточного опыта применения боевой авиации.
В межвоенный период она характеризуется разработкой почтовых и пассажирских самолётов, позволявших преодолевать огромные расстояния собственной страны и вести бизнес по доставке пассажиров и грузов в Южной Америке, практически лишённой путей сообщения. В тот период были созданы основные авиастроительные компании:
- "Боинг".
- "Сикорский".
- "Макдоннел-Дуглас".
- "Локхид" и другие
Производством двигателей для самолётов занимались корпорации "Пратт энд Уитни" и "Дженерал Электрик". Авиастроительная отрасль США благодаря уровню развития машиностроения обладала высоким потенциалом, хотя военное направление в ней, оказалось развито слабо. Тем не менее США поставляли самолёты и пилотов для некоторых предвоенных конфликтов. Американские самолёты и лётчики участвовали в китайско-японской войне на стороне режима Гоминьдана.
Вторая мировая. Начало
К началу Второй мировой войны США располагали весьма незначительными возможностями в области боевой авиации. События в Европе резко изменили ситуацию в авиационной индустрии. Вступившая в схватку с Третьим рейхом Франция нуждалась в огромном количестве самолётов, предназначенных для восполнения военных потерь. В американскую индустрию хлынул поток французских инвестиций и технологий, призванных обеспечить создание мощностей для производства тысяч машин. После падения Франции США стали индустриальным тылом Британии, размещавшей там свои заказы.
Получив мощный толчок, авиаиндустрия США уверенно наращивала объёмы выпуска. Американские самолёты вбирали в себя технологические разработки разных стран и адаптировались под опыт ведущейся войны.
Участие в войне
Годы войны вывели самолётостроение США на ведущие позиции в мире. Соединённые Штаты создали развитую военную авиацию, включавшую все типы самолётов. Лёгкий американский самолёт-разведчик, оснащённый в основном оборудованием для фотосъёмки, открывал линейку замыкавшуюся сверхтяжёлыми "летающими крепостями" Б-25. Во время войны США обрели неоценимый опыт крупных стратегических воздушных операций континентального масштаба. Война с Японией определила лидерство в морской авиации, базирующейся на десятках авианосных платформ различного класса.
Разрушительная сила нового оружия была реализована в полной мере. Авиационное командование несёт ответственность за жесточайшие бомбардировки немецких городов, не оставлявших её жителям надежды на спасение. Американские самолёты нанесли первый в мире ядерный удар.
Несмотря на гигантские масштабы воздушных сил, техническое совершенство машин не всегда соответствовало эпохе. Реактивная авиация США обязана своим происхождениям английским разработкам в области двигателестроения и аэродинамике скоростного полёта.
Реактивная эра
Руководство Соединённых Штатов прекрасно осознавало революционные изменения, связанные с появлением реактивного двигателя. Первые боевые американские самолёты созданы фирмой Локхид. Истребитель Ф-80 Шутинг Стар казался простым в производстве и эксплуатации, что сделало его долгожителем.
Первые столкновения с советскими самолётами во время Корейской войны выявили его слабые стороны. Он не мог противостоять винтовым истребителям из-за низкой маневренности. Советские реактивные самолёты превосходили Ф-80 по скорости и вооружению. Высокий технический потенциал американской индустрии позволил быстро вернуть лидирующие позиции. Ярким примером служит американский самолёт-разведчик СР-71 "Блэкбёрд", совместивший футуристический дизайн с уникальными характеристиками.
Тогда же начались разработки реактивных бомбардировщиков и транспортных самолётов. В отличие от легкомоторной авиации, на эти машины ставились не только турбореактивные двигатели. Хорошие показатели достигались с турбовинтовыми и турбовентиляторными силовыми установками.
Современная лёгкая боевая авиация США
Пройдя длительный путь развития, авиапромышленность Северной Америки продолжает занимать ведущие позиции в мировом рейтинге. Основные усилия разработчиков сосредоточились на создании истребителей пятого поколения. Многолетние усилия привели к созданию двух моделей самолётов, воплотивших в себе высшие достижения конструкторской мысли и технологических возможностей США.
Первенцем "пятого поколения" стал истребитель-бомбардировщик Ф-22 "Раптор" производства корпорации "Боинг". Более универсальную машину предполагалось выпускать на платформе истребителя-бомбардировщика Ф-35, создаваемого фирмой "Локхид-Мартин". Обе модели вызывают неоднозначную реакцию в среде экспертов и военных специалистов.
Вместе с широко рекламируемыми достоинствами они явно имеют серьёзные технологические и эксплуатационные проблемы. Превосходство над боевыми машинами потенциальных противников не очевидно. В совокупности с баснословно высокой ценой единицы вооружения такая оценка машин привела к распространению мнения, что эти военные самолёты США не относятся к удачным моделям. Наряду с насыщением авиапарка новейшими машинами продолжается модернизация самолётов старых серий, несущих до сих пор основную боевую нагрузку.
Тяжёлые боевые и гражданские самолёты США
Географическое положение Америки стимулировало интерес к масштабным авиаперевозкам. Опыт мировых и локальных войн постоянно подтверждал эффективность использования бомбардировочной авиации. Сегодня США располагает колоссальным парком пассажирских самолётов и является одним из лидеров в их производстве. Основным производителем пассажирских авиалайнеров является корпорация "Боинг", выпускающая самолёты практически всех коммерческих категорий.
Военно-транспортные самолёты США хорошо иллюстрирует машина Си-5 "Гэлэкси". Её технические возможности уступают только советским или российским тяжёлым транспортным самолётам. Помимо классических компоновочных схем, в США эксплуатируются гибридные машины "Оспрей", совмещающие в себе достоинства и недостатки самолёта и вертолёта.
Бомбардировочная авиация США выглядит довольно странно. Футуристические Ф-2, выполненные по схеме "летающее крыло", с антирадарной конфигурацией фюзеляжа и покрытием, соседствуют с архаичными Б-52, воевавшими ещё в начале Вьетнамской войны.
Перспективы
Основным направлением развития американских авиационных проектов остаётся наращивание скоростных характеристик, которыми обладают боевые самолёты США и грузоподъёмности транспортных и пассажирских машин. Манящие результаты достижения крейсерских гиперзвуковых скоростей, пока пытаются реализовать в ракетной технике. Машины гражданского назначения оцениваются по стоимости доставки единицы груза на единицу расстояния. Поэтому основные технические изыскания направлены на увеличение грузоподъёмности и повышение топливной эффективности перевозок.