Поляков Дмитрий Федорович - легендарный разведчик ГРУ Советского Союза. Он прошел путь от артиллериста до опытного штабиста. В возрасте 65 лет, будучи на пенсии, был арестован и приговорен к расстрелу за двадцатипятилетнее сотрудничество с американским правительством.
Начало карьеры
О детстве этого человека известно немного. Он уроженец Украины. Отец его был бухгалтером. После окончания школы Поляков Дмитрий поступил в Первое артиллерийское училище. В 1941 году отправился на фронт. Служил командиром взвода на Западном и Карельском фронтах, за два года войны стал командиром батареи. В 1943 году получил звание офицера артиллерийской разведки. За успешные военные операции и отличную службу был награжден большим количеством медалей и орденов. В 1945-м решил поступить на разведфакультет Академии имени Фрунзе. Затем окончил Курсы Генштаба и был зачислен в штат ГРУ.
Работа в США
Практически сразу после окончания обучения и составления необходимой легенды Поляков Дмитрий был отправлен в Нью-Йорк в качестве сотрудника советской миссии ООН. Истинным его занятием было прикрытие и размещение нелегалов (агентов) ГРУ в США. Первая миссия резидента оказалась успешной, и уже в 1959 году он вновь отправляется в США в качестве сотрудника военного штаба ООН. Во второй миссии военная разведка возложила на Полякова обязанности заместителя резидента. Свою работу советский агент выполнял отлично, четко следовал инструкции, добывал требующиеся данные, координировал своего разведчика.
В ноябре 1961 года Поляков Дмитрий продолжал работать в нью-йоркском агентстве ГРУ. В это время в Штатах свирепствовал грипп. Его младший сын подхватил вирус, болезнь дала осложнение на сердце. Для спасения ребенка требовалась дорогостоящая операция. Опытный штабист обратился с просьбой к руководству о материальной помощи, в деньгах ему было отказано, и ребенок умер.
Сотрудничество с ФБР и ЦРУ
После допросов свидетелей, американских коллег шпиона и его ближайшего окружения стало ясно, что к предательству Поляков пришел осознанно. После развенчания культа Сталина и начала «хрущевской» оттепели разведчик разочаровался в новом руководстве, считал, что сталинские идеалы, те, за которые он сражался на фронтах Великой Отечественной, окончательно утрачены. Московская верхушка погрязла в коррупции и политических играх. Поляков Дмитрий чувствовал, что он потерял веру в политические ориентиры своей страны и ее вождей. Смерть сына стала тем катализатором, который ускорил события. Озлобленный и разбитый советский агент связался с высокопоставленным американским офицером и предложил свои услуги.
Руководство ФБР восприняло предательство такого опытного разведчика из СССР подарком судьбы, и не прогадало. Поляков Дмитрий наладил связь с вербовщиком ФБР, устанавливающим контакты с предателями из ГРУ и КГБ. Советский агент получил псевдоним Топхэт.
В 1962 году начальник ЦРУ обратился к президенту Кеннеди с просьбой перевести ценнейшего своего "крота" в распоряжение его ведомства. Поляков начал работать на ЦРУ и получил позывной Бурбон. Центральное управление считало его своим "бриллиантом".
Практически за 25 лет сотрудничества с иностранными спецслужбами советскому предателю удалось переслать 25 ящиков документов и фотоотчетов в США. Такое количество насчитали американские "коллеги" шпиона после его разоблачения. Поляков Дмитрий нанес своей стране ущерб, исчисляемый в сотнях миллионов долларов. Он передал сведения относительно разработок секретного оружия в Союзе, благодаря ему Рейган стал более пристально контролировать продажу своих военных технологий, которые СССР перекупали и усовершенствовали. По его наводке было уничтожено 19 советских резидентов, 7 контрагентов и более 1500 человек рядовых штабистов ГРУ, работавших за рубежом.
За годы службы Поляков успел поработать в США, Бирме, Индии и Москве. С 1961 года он постоянно сотрудничал с ЦРУ и ФБР. Выйдя на пенсию, предатель не прекратил деятельность: он работал секретарем парткома, имел доступ к личным делам агентов-нелегалов в США и охотно "делился" этой информацией.
Разоблачение
В 1974 году советский офицер разведки получил повышение. С этого времени генерал Поляков Дмитрий Федорович имел полный доступ к секретным материалам, дипломатическим отношениям, разработкам и планам своего правительства.
Удивительно, но первые подозрения на Полякова упали еще в 1978 году, но его кристально чистая репутация, отличный послужной список и покровитель в лице генерала Изотова сыграли свою роль - расследования проводить не стали. Опытный Бурбон на длительный срок залег на дно, но, окончательно осев в Москве, вновь заявил западным коллегам о готовности сотрудничать.
В 1985 году Поляков Дмитрий был раскрыт американским "кротом" Олриджем Эймсом. Вся военная разведка Союза находилась в состоянии шока: такого высокопоставленного шпиона еще не разоблачали. В 1986 году талантливого резидента арестовали и приговорили к конфискации имущества, лишению званий и расстрелу. В 1988-м приговор был приведен в исполнение.