По истечении сорока дней после чудесного воскрешения из мёртвых взошёл Иисус со Своими учениками на Елеонскую гору, что вблизи Вифании, благословил их и вознёсся на небо, дабы воссесть одесную Отца Своего. С этого момента Его земные труды уступили место пребыванию в Небесной Церкви, созданной для спасения душ всех, кто в неё уверовал. В честь этого события на Руси были построены и освящены многочисленные храмы. О двух из них наш рассказ.
В память самодержца
Многим россиянам знаком адрес: Москва, ул. Большая Никитская, 18. Там находится один из древних столичных храмов, именуемый «Малое вознесение». Его история восходит к началу царствования государя Фёдора Иоанновича ― последнего из династии Рюриковичей, правивших на Руси в течение семи с лишним веков. По случаю его восшествия на престол и был возведён храм. Случилось это в далеком 1584 году. Вначале построили деревянную церковь, отведя для неё место в центре слободы, населённой новгородцами и устюжанами, свезёнными сюда по повелению Ивана Грозного.
Как это нередко бывало в старину, церковь Вознесения Господня неоднократно горела и заново отстраивалась. Не пощадил её огонь и после того, как в 1680 году, после очередного пожара, возвели для неё каменное здание. На протяжении последующих веков облик её претерпел значительные изменения. Освящённый в честь Вознесения Господня, храм на Большой Никитской неоднократно достраивался.
Последующие архитектурные изменения
Так, в 1680 году был сооружён южный предел, посвящённый памяти святых Прокопия и Иоанна Устюжских. Выбор был не случаен, ведь слобода, где находилась церковь, была населена жителями Устюга и Новгорода. Ещё через десять лет к нему был пристроен северный предел в честь святителя Николая Чудотворца.
Но прошло немногим более полувека, и вновь пожар уничтожает памятник, построенный в честь великого события ― Вознесения Господня. Храм на Большой Никитской снова восстанавливается и частично перестраивается. В 1739 году заново возведённый северный предел был освящён во имя усекновения главы Иоанна Предтечи. Ещё четверть столетия спустя очередное архитектурное новшество изменило облик храма ― над зданием был возведён восьмиугольный барабан, увенчанный главкой.
Дальнейшая судьба церкви Вознесения Господня
Храм на Большой Никитской в течение всего последующего времени, вплоть до революции, многократно достраивался и реставрировался. Священный Синод не жалел средств на содержание в должном благолепии этого архитектурного и исторического памятника. Тяжёлые времена для него наступили с приходом новой власти, установившей атеизм в качестве своей идеологии.
В те годы богослужения в храмах либо вообще были прекращены, либо проводились в крайне тяжёлых условиях. Многие престольные праздники перестали отмечаться из-за закрытия церквей. Вскоре в их число попал и День Вознесения Господня. Храм на Большой Никитской был упразднён, колокола сняты и отправлены в переплавку, а само здание использовалось долгие годы для различных хозяйственных нужд. Лишь с наступлением демократических перемен оно было возвращено церкви.
Ещё одна церковь Вознесения Господня
Храм на Большой Никитской, при всей его исторической ценности, ― не самый древний из возведённых в столице памятников великого библейского события. В Коломенском на берегу Москвы-реки стоит церковь, также освящённая в память Вознесения Иисуса Христа и построенная в связи с одним из важнейших эпизодов истории России ― появления на свет будущего царя Ивана Грозного.
Историки склонны считать, что строительство церкви было начато задолго до рождения наследника российского престола. Об этом говорит сопоставление дат появления на свет младенца Иоанна и освящения церкви. Между ними разница лишь в два года. За столь короткий срок невозможно было возвести подобное сооружение. Следовательно, оно относится к категории «моленных» ― то есть тех, постройка которых шла в сочетании с молитвами о даровании чего-то очень важного. В данном случае великий князь Василий III и его жена Елена Глинская просили Бога о даровании сына.
Новаторский архитектурный стиль
Известно, что за грех двоежёнства великий князь понёс двухлетнюю епитимью, по окончании которой отправил в Рим послов с просьбой к папе Клименту VII направить в Москву искусного зодчего для возведения храма. Понтифик отнёсся сочувственно к его нуждам и прислал в Москву архитектора Пьетро Анибале, который и стал автором проекта.
Следует заметить, что церковь Вознесения Господня построена в новаторском для той эпохи шатровом стиле. Вертикальная композиция, реализованная при её постройке, не использовалась прежде на Руси и была характерна лишь для храмовой архитектуры стран Западной Европы. Исследователи полагают, что Анибале привёз уже готовый проект, опробованный им в Италии.
Источник на месте будущей церкви
При выборе места будущей постройки решающую роль сыграл родник, бившей из земли вблизи речного берега. С давних пор подобным природным источникам приписывались магические свойства. Это в полной мере согласовывалось с итальянскими трактатами, в которых их наличие считалось крайне благоприятным фактором для возведения поблизости культовых сооружений.
В последующие за её освящением годы церковь неоднократно ремонтировалась, но её внешний облик остался без значительных изменений. В настоящее время существует серьёзная проблема, связанная с появлением в объёме здания осевых трещин, вызванных грунтовыми оползнями. Для предотвращения их дальнейшего расширения были предприняты срочные работы. Однако решение задачи зависит от серьёзного и планомерного изучения общего состояния постройки.