Более века известное французское вино Château Lafite («Шато Лафит») остается самым дорогим и лучшим в мире, олицетворяя собой респектабельность и богатство, роскошь и престиж. С конца XIX века над созданием этих неповторимых вин трудилось несколько поколений семьи Ротшильдов.
Поместье на холме
Одно из известнейших в мире винодельческих хозяйств Château Lafite-Rothschild расположено во французском Бордо, округ Медок. Впервые об этом феодальном поместье упоминается в документах, датируемых 1234 годом. Филологи утверждают, что название «лафит» произошло от гасконского la hite, означающего «склон, холм». Такое имя очень подходит поместью, расположенному на пологой возвышенности.
Немного истории
Поместьем Château Lafite владели до лета 1868 года, когда барон Джеймс Яков де Ротшильд, возглавлявший в то время французскую ветвь этого известного семейства, приобрел более чем 70 гектар виноградников и само хозяйство, следующие личности:
- дворянин Жозеф Соба де Помье;
- Жак де Сегюр – нотариус;
- Александр де Сегюр;
- Николя-Александр, маркиз де Сегюр;
- Nicolas Marie Alexandre de Ségur;
- Николя Пьер де Пишар;
- барон Jean Arend de Vos Van Steenvwyck;
- Жан де Витт;
- Отон Гийом Жан Берг;
- Жан Голль де Франкенштайн;
- банкир Ванлерберг;
- мадам Лемер Барбара-Розали.
Время признания
К началу XVIII столетия «Шато Лафит» – вино уже известное и пользующееся спросом. Этому во многом поспособствовал «винный принц» — Nicolas Alexandre de Ségur, приложивший немалые усилия к улучшению производимых его хозяйством вин. Произошедшие изменения высоко оценили как в самой Франции, так и за ее пределами. Герцог Ришелье во время своего губернаторства в провинции Гиен по совету семейного врача употреблял вино «Шато Лафит». Его рекомендации помогли Château Lafite оказаться на королевском столе Людовика XV. Придворные и вельможи, следуя примеру своего правителя, также стали заказывать его. Английский премьер-министр, сэр Роберт Валпоул, высоко оценивал продукцию «Шато Лафит» и раз в несколько месяцев заказывал для себя более 200 литров вина.
В опубликованной в середине XIX века «Официальной классификации вин Бордо» производящее вино поместье Château Lafite официально было включено в категорию Premier Grand Cru Classe и признано одним из четырех лучших.
Эпоха Ротшильдов
Летом 1868 года в очередной раз были проданы виноградники и поместье Шато Лафит. Цена, которую заплатил James de Rothschild, составила на то время почти 5 миллионов франков. Спустя три месяца после этой сделки Джеймс скончался, а винодельческое хозяйство досталось в наследство трем его сыновьям: Эдмону, Альфонсу и Густаву. Урожай именно этого, 1868, года получил рекордно высокую, побитую только в конце XX столетия, цену – за 900 литровую бочку – 6250 франков, что эквивалентно современным 5000 евро.
Бурное время
С конца XIX и всю первую половину XX веков «Шато Лафит Ротшильд» боролось за выживание. Эпидемия серой плесени и филлоксеры негативно сказались на виноградниках. Первая мировая война и разразившаяся затем Великая депрессия тридцатых годов привели к невиданному падению цен на вина европейских производителей. Все это поспособствовало тому, что Ротшильды деклассифицировали некоторые вина урожаев с 1882 по 1886, и некоторых других годов. Кроме того, в этот период, чтобы исключить возможность подделки и мошенничества, вино разливалось только на территории Château Lafite. Примерно в это же время была значительно сокращена площадь виноградников, но тем не менее было несколько выпусков вина превосходного качества, например, 1899, 1906 и 1929 годов. Эли Робер — сын Эдмона и правнук Джеймса де Ротшильда, встал у руля семейного бизнеса по окончании Второй мировой войны. Именно он в сотрудничестве с известным энологом того времени профессором Эмилем Пейно внес огромный вклад в послевоенное восстановление французского виноделия и стал одним из основателей сообщества виноделов Медока.
Смена власти
В семидесятые годы прошлого столетия сменились поколения, и барон Эли Робер передал управление Шато Лафит Эрику де Ротшильду — своему племяннику. Новый руководитель не только обновил команду, но и начал посадку молодых лоз и стал использовать уникальные разработки и методики по защите растений. Технолог Шарль Шевалье, приглашенный в последнее десятилетие XX века для управления французским поместьем и контроля за качеством производимого вина, и по сей день работает на Ротшильдов.
Современное состояние
Сегодня семейное предприятие «Шато Лафит Ротшильд» является частью винодельческого холдинга DBR Lafite — Domaines Barons de Rothschild (Lafite), принадлежащего французской ветви этого семейства. Это предприятие приобрело еще несколько виноградников во Франции, а также в южноамериканских странах, таких как Аргентина и Чили. Благодаря этому у компании значительно увеличились площади виноградников и выросли объемы производства.
Почва и виноград
Современные виноградники в Бардо располагаются на нескольких участках:
- на площадях около деревни Сэн-Эстеф;
- на территориях западней поместья, на плоскогорье Каррюад;
- непосредственно рядом с замком, на склонах холма.
У этих виноградников бедные почвы, состоящие из смеси гравия и мелкого песчаника, базирующиеся на толстом известняковом пласте. Благодаря скудности грунта, урожайность здесь довольно низкая, а вот концентрация различных веществ очень высокая. Все это сказывается на насыщенности и сложности букета вин.
Сегодня в хозяйстве выращивают следующие сорта виноградной лозы:
- Каберне Совиньон (Cabernet Sauvignon) – растет, примерно на 70 % площадей;
- Мерло – ¼ виноградников;
- Пти Вердо и Cabernet Franc, в очень малом количестве.
Всемирно известное красное вино из Франции – Château Lafite-Rothschild изготавливается только из ягод, собранных с лоз старше 30 лет. Также есть сектор Ла Гравьер, где лозам больше 100 лет, и несколько участков с более «молодыми» — 80-летними.
Как делают вино?
В поместье Лафит, чтобы сохранить целостность и уникальность вкуса винограда с каждого участка, ферментируют его в отдельных цистернах.
В течение трех-четырех недель сусло бродит в деревянных чанах, орошая мезгу и способствуя переходу из нее ароматических и экстрактивных соединений, минеральных веществ и полисахаридов в изготавливаемое вино. По завершении этого этапа дегустируют полученный состав и разливают его по чанам для малолактической ферментации, или, как ее еще называют, яблочно-молочного брожения, способствующего смягчению вкуса и уменьшению кислотности. Порциями молодое вино переливают из чанов в цистерны. В марте, прежде чем напитки разольют по бочкам, проводится ассамбляж. Это смешивание молодых вин, приготовленных из винограда одного сорта, но выращенного на разных участках. На 18 — 20 месяцев бочки помещаются в погреб для старения вина, а затем его уже разливают по бутылкам.
«Первое» и «второе» вино
Основным, или «первым», вином «Ротшильд Лафит» является созданное в далеком 1815 году Château Lafite-Rothschild. В его состав, в зависимости от полученного урожая, входит 80 – 95 % Cabernet Sauvignon, 5 – 20 % сорта Мерло, и все это может дополняться малым количеством Petit Verdot и Каберне Фран. Этого плотного, как говорят специалисты, «в теле», вина в год производится около 90 000 – 145 000 бутылок, благодаря чему на «Шато Лафит» цена всегда держится на очень высоком уровне.
«Второе» вино этого французского винодельческого хозяйства – Carruades de Lafite, почти до конца прошлого столетия было известно под названием Moulin des Carruades. Производят его только из винограда, собранного с лоз плоскогорья Каррюад. В его основе, в зависимости от урожайности, – Merlot (30 – 50 %) и Cabernet Sauvignon (50 – 70 %), а также до 5 % Пти Вердо и Cabernet Franc. В отличие от «первого» вина, «второе» выдерживается около 18 месяцев как в новых, так и в двухгодичных бочках из дуба. В год производится около 180 000 бутылей.
Очень дороги и со вкусом…
Выдающимися годами (миллезимами) Château Lafite прошлого и нынешнего веков, достойными 100 из 100 возможных баллов, всемирно известный эксперт Роберт Паркер назвал: 1982-й, 1986-й, 1990-й, 1996-й, 2000-й и 2003-й. Несмотря на то что в этом списке нет «Шато Лафит 1963», цена на него высока – от 85000 российских рублей и выше. Вот только найти его практически невозможно, если только повезет купить на каком-нибудь аукционе.