В России ликвидацией последствий локальных и стихийных бедствий занимается федеральное министерство, которое сокращенно называется МЧС. Это самая важная в стране аварийно-спасательная служба. Она действует совместно с другими органами быстрого реагирования. В ее состав входят муниципальные пожарные и спасательные службы. МЧС осуществляет единое руководство аварийными ведомствами городов, областей и страны в целом. Всего министерство проводит более 25 % федеральных проверок.
Деятельность МЧС
Федеральная служба обеспечивает контроль над всеми спасательными органами страны. Первоначально на вызов направляются муниципальные ведомства. Если местными силами локализировать опасность не удалось, в дело вступают региональные службы. Республиканские ведомства подключаются только при острой необходимости.
Спасатели МЧС прибывают на место только четвертыми. Первыми на аварийную ситуацию должны реагировать такие местные органы, как полиция, скорая помощь и пожарные. И только после того, как этими службами будет установлена необходимость привлечения дополнительных сил для ликвидации опасности, прибывают сотрудники МЧС. Время их реагирования составляет порядка 4 часов.
При масштабной катастрофе к ее ликвидации подключается авиация федеральной службы. Однако перед тем как вызвать вертолет МЧС, необходимо оценить уровень опасности. Возможно, аварию удастся ликвидировать городским службам. Сотрудников МЧС вызывают только в редких случаях, когда ситуация выходит из-под контроля.
В министерстве работают люди, прошедшие военную подготовку в армии, и пожарные. При сдаче экзаменов у спасателей проверяется не только физическая готовность и умственные способности, но и психологическая устойчивость. Всего в органах МЧС работает более 7200 человек, в противопожарной службе – около 150 тыс. сотрудников.
Спасательная авиация
Воздушные силы МЧС являются гордостью всей страны. Авиация федеральной службы была образована в мае 1995 года. Инициатором выступило Правительство РФ. За время существования авиация оправдала себя неоднократно. Она приняла участие в тысячах спасательных миссий на территории России и за ее пределами.
Главной базой МЧС считается аэродром «Раменское». Однако силы авиации равномерно распределены по всем регионам страны. На сегодняшний день в распоряжении министерства более 50 воздушных судов. Самолетный парк представлен такими аппаратами, как Ил-62М, Ан-74, Як-42Д, Бе-200ЧС и многими другими многофункциональными моделями. Также на балансе находятся спасательные вертолеты МЧС России БК-117, Ми-8 и Бо-105. Под медицинские нужды были модернизированы Ка-32. Из многоцелевых тяжеловесов стоит выделить Ми-26Т.
Отцом российской спасательной авиации считается военный пилот и инженер Рафаиль Закиров. Именно он стоял у истоков разработки технологий пожаротушения для таких вертолетов, как Ми-26 и Ка-32. Для эффективности были использованы водосливные устройства серии ВСУ-15. Также Закиров разработал концепцию борьбы с разливом нефти. Для этого было сконструировано устройство ВОП-3. Позже инженеру удалось добиться удивительных результатов в тушении техногенных пожаров. Эффективность была достигнута благодаря изобретению Закирова – водосливного аппарата ВАП-2.
Вертолет Ми-8
Данное многоцелевое воздушное судно было разработано еще в начале 1960-х. По международной кодификации эти вертолеты МЧС России известны, как Hip или В-8. На сегодняшний день являются самыми распространенными 2-двигательными спасательными аппаратами в мире.
Нередко эти вертолеты используются для военных нужд. Впервые они были применены в бою в 1967 году в ударной операции египетской авиации против Израиля. Затем Ми-8 были задействованы в войнах в Сомали, Эфиопии, Афганистане, Абхазии, Ираке, Чечне, Югославии, Осетии, Сирии, Украине. На балансе у РФ находится более 500 единиц, включая модификации.
Вертолеты МЧС модели Ми-8 способны вместить 3 человека экипажа и около 20 пассажиров. Максимальная нагрузка (с учетом номинала) – более 12 тонн. Суммарная мощность двигателей – около 4200 л. с. Средняя скорость – до 250 км/ч.
Модернизированный Ми-26
Одной из самых востребованных вариаций вертолета Halo (американская кодификация) является Ми-26Т. Это пассажирская транспортная тяжеловесная модель, которая занимает особое место в ВС МЧС. Вертолет Ми-26 был модернизирован неоднократно, однако именно версия с литерой «Т» стала определяющей и наиболее эффективной на практике. На сегодняшний день выпуск модели продолжается.
Вертолеты МЧС Ми-26Т оборудованы специальными навигационными и радиоэлектронными приборами, позволяющими выполнять любые аварийно-спасательные задачи даже в сложных климатических условиях. В комплекс устройств входят локаторная система «Веер-М» и модифицированный аппарат командного пилотирования ПКП-77.
Вертолет способен поднимать в воздух до 28 тонн груза. При этом главный отсек может вместить до 80 человек. Экипаж воздушного судна состоит из 3 пилотов. Мощность каждого двигателя – около 11 тысяч л. с. Максимальный скоростной порог – 295 км/ч.
Спасательная модель Ка-32
Этот медицинский вертолет МЧС был введен в эксплуатацию в середине 1980-х годов. Ка-32 представляет собой легковесное транспортное воздушное судно с неубирающимся шасси. Применяется только для поисково-спасательных целей.
Разработки вертолета начались еще в 1969 году. Главным предназначением Ка-32 была разведка в экстремальных условиях Арктики. В середине 1970-х модель расширили до многофункциональной. Сегодня эти вертолеты МЧС используются также для разборки завалов после аварии или землетрясения.
Ка-32 способен подняться в воздух на оптимальную высоту в 3500 метров с грузом до 3,5 тонны. Номинальный вес судна – 7500 кг. Скоростной барьер – до 260 км/ч. Максимальная дальность полета при полной баке – порядка 800 км.
Многоцелевое судно Бо-105
Данный спасательный вертолет МЧС является ударным. Выпускается одновременно под гражданские и военные нужды. Проект был разработан в 1967 году немецкими инженерами. Бо-105 широко распространены во всем мире. Используются преимущественно для спасательных миссий в труднопроходимой местности.
В экипаж входит всего один пилот. Пассажирская вместимость – 4 человека. В кабину свободно помещается 2 носилок (есть специальные крепления).
Допустимый скоростной порог – 270 км/ч. Высотный потолок полета – до 5000 м.
Вертолет снабжен управляемыми ракетами среднего радиуса действия поражения и несколькими крупнокалиберными пушками.
Особенности модели БК-117
Эти вертолеты МЧС представляют собой многоцелевые спасательные судна. Предназначены для эвакуации раненых и грузоперевозки. В редких случаях применяются в антитеррористических операциях.
Вертолет пригоден как для разведки, так и для огневой поддержки сухопутных войск. Есть возможность крепления противотанковых бомб.
Разработкой БК-117 в 1970-х годах совместно начали заниматься ведущие японские и немецкие компании. Производство и экспорт были налажены только к началу 1980-х.
Вертолетом управляет один пилот. В грузовом отсеке помещается 9 человек. Грузоподъемность варьируется в пределах 1700 кг. Мощность обоих двигателей – 1500 л. с.
Максимальная скорость доходит до 250 км/ч.