Самым первым южнокорейским фильмом, вышедшим в российском прокате более 15 лет назад, был драматический триллер «Шири» режиссера Кан Чже Гю. После в отечественном кино демонстрировались практически все работы Ким Ки Дока и Пак Чхан Ука (детективный триллер «Олдбой» стал даже популярным, ведь главный антагонист обладал голосом Гоши Куценко), выпускали также южнокорейские фильмы Ли Чан Дона, Пон Чжун Хо, Ли Мён Се и Хон Сан Су. Но в большинстве своем эта киноиндустрия осталась для зрителя-соотечественника загадочной и неизвестной. После 2013 года российский зритель не имел возможности оценить все достижения этой кинематографии.
Вне радаров СМИ
Но южнокорейские фильмы никуда не исчезли и точно уж не стали хуже, они беспрестанно принимают участие во всевозможных международных кинофестивалях, но более доступны для просмотра лишь в интернете, в российские кинотеатры попадая лишь изредка. Парадоксально, но они характеризуются упрямым невниманием у российских критиков, киноведов и журналистов. Порой южнокорейские фильмы с русской озвучкой вдруг попадают на радары отечественной прессы (если создатель получает награду международного фестиваля). В этом случае о картине пишут, но в основном пересказывая установившийся набор мифов и штампов, позаимствованных из западных источников. Такое восприятие и отношение совершенно несправедливо, ведь Южная Корея – это одно из немногих государств, в котором в 21 веке кино развивается, а не деградирует.
Стимуляция экспериментов
Вся структура корейского кинематографа стимулирует эксперименты. Успех картин совершенно непредсказуем, спецэффекты никому не нужны, участие кинозвезд не в силах гарантировать кассовых сборов. Случаи, когда сработали продюсерские формулы успеха или «высокие концепции» являются исключениями, а не правилами. Поэтому продюсеры просто вынуждены работать с авторами, имеющими индивидуальный стиль, даже если снимается обычный жанровый фильм. Ярким примером удачного союза создателей может послужить фантастическая мелодрама «Мальчик-оборотень» режиссера Чо Сун Хи.
Пропитан эмоциями
Фильм Чо Сун Хи поистине великолепен. Моральный подтекст понятен без слов. Профессиональная режиссерская работа, выверенный сюжет, качественные съемки и монтаж – это далеко не все хвалебные характеристики фильма «Мальчик-оборотень». Впечатляет своей органичностью и актерский состав, все актеры подобраны замечательно и все как один справились с поставленной задачей. Главного героя играет Сон Джун Ки — молодой талантливейший актер, обладающий не только приятной внешностью, но и драматическим потенциалом. Его напарница, Пак Бо Ён, исполнившая главную женскую роль, милая девушка, начинающая, но перспективная актриса, не обделена талантом. Сюжет не пестрит новаторством, но впечатляет. Весь фильм пропитан эмоциями, впрочем, как и остальные южнокорейские фильмы про любовь. Финал истории трагичен, но закономерен, что печалит и покоряет в одночасье.
Слезы и кровь
Несколько иные эмоции вызывает адаптированный под зрительскую аудиторию «за пределами Азии» криминальный драматический боевик «Человек из ниоткуда». Режиссер Ли Чжон Бом подарил миру актуальную драму, насыщенную изрядной долей экшена. В мировом кино имеется изрядное количество кинолент с похожим сюжетом, в котором имеется герой-одиночка и толпа плохих парней. Достижением Ли Чжон Бом следует считать то, что он привнес в известное нечто новое, авторскую трактовку, благодаря чему она имела оглушительный успех не только на родине, но и в мировом прокате. «Человек из ниоткуда» чрезвычайно жестокий, но поразительно красивый фильм. Обилие трупов и крови не вызывает чувства отвращения благодаря то ли «танцующему» стилю боев, то ли завораживающим движениям камеры. В фильме нет чрезмерно-пафосного восхваления главного персонажа, нет ни крупицы пошлости и лицемерия. В нем все грамотно, тонко и лаконично - по-восточному. Из актерского кастинга выделяется исполнитель главной роли Вон Бин (в прошлом модель), который сейчас не снимается по неизвестной причине. Ким Сэ Рон прекрасно раскрыла образ девочки, не нужной никому, даже своей матери. Ким Хи Вон и Ким Сон О воплотили на экране братьев, вызывающих раздражение. Танаёнг Вонгтракул сыграл роль сентиментального киллера.
Роль автора
Роль режиссера-постановщика в корейском кино парадоксальна - аутеризм существует в нем не в современном деградирующем и вырождающемся, а в первозданном виде. Автор, сражаясь за свое авторское видение со студией и продюсерами, умудряется снимать южнокорейские фильмы для зрителя. Примером может послужить работа Пон Чжун Хо «Воспоминания об убийстве», которая безоговорочно была зачислена и критиками, и киноизданиями в топ-10 лучших кинокартин прошедшего десятилетия. Большинство работ Пак Чхан Ука являются хитами проката. Главный южнокорейский блокбастер 2012 года последователя Дэвида Мэмета, Чхве Дон Хуна, «Воры» — тоже сугубо авторская кинолента в жанре классического капера.
Заслуживают внимания и изучения
Южнокорейские фильмы — это не кино третьего мира, а целая киноиндустрия. Это кинематограф, которому в нынешнее время среди стран «третьего мира» нет. Есть в нем, помимо признанных Западом, другие авторы, и «Воспоминаниями об убийстве» и «Олдбоем» все интересное не ограничивается. Южнокорейское кино заслуживает изучения и внимания, так как беспрестанно и беспрерывно меняется, ищет свой путь, стиль, перерабатывая все допустимые и известные в мире киножанры.