Для того чтобы иметь возможность изобразить на бумаге предметы, которые в реальности имеют не очень «удобные» размеры, люди придумали масштаб. Собственно говоря, это и объясняет, для чего нужен масштаб.
Когда школьная программа начинает раскрывать понятие масштаба
Впервые дети сталкиваются с этим словом во время изучения карт и планов местности. Учитель объясняет, для чего нужен масштаб, что он показывает, на примере атласов. Объясняется, что любой географический объект является таким большим, что его изображение в натуральном размере будет затруднительно и неудобно.
Люди рисовали местность в уменьшенном виде, но для этого не использовали каких-то точных соотношений. Сейчас это делается разумнее – каждая черточка и линия, изображенные на карте, имеют размер, который можно умножить на определенное число и узнать истинную длину и ширину.Запись масштаба: первый способ того, как прочесть
Масштаб обозначается двумя числами, записанными через двоеточие. Первая цифра обозначает единицы размерности на рисунке, вторая указывает, скольким реальным единицам на рисунке соответствует первое число. Например, если на каком-то плане указан масштаб 1:1000, и единицы размеров указаны в сантиметрах, то одному сантиметру на рисунке соответствует 1000 см в действительности. Выходит, для чего нужен масштаб? С его помощью можно не только уменьшить определенные объекты на графическом плане, но и точно вычислить их реальный размер.
Второй способ записи масштаба: чем удобен?
Предыдущий способ записи масштаба через двоеточие называют численным. Но существует также именованный масштаб. Его запись выглядит следующим образом: в 1 см – 20 км. Выходит, что таким образом можно компактно записать огромные масштабы, которые не будут выражаться числами с несколькими нулями, если случилась ситуация, когда необходимо указать в одном сантиметре несколько сотен километров. При этом сразу ясно, сколько, чего и в чем. Такая запись интуитивно более понятна и наглядна.
Масштабирование в черчении: чем дополняется ранее изученое понятие
С понятием масштаба сталкиваются не только в географии, но и при изучении такого предмета, как черчение. Используются те же самые принципы для изображения различных объектов. Но есть сущственное отличие: здесь понятие того, для чего нужен масштаб, расширяется также тем, что с его помощью можно изобразить мелкие детали более крупно. В географии об этом речь не идет, потому что нет настолько мелких объектов в географии, чтобы была необходимость их увеличить. Материки и горы, реки и озера в любом случае больше, чем листы бумаги формата A4 или даже А1.
Изучая черчение, вы можете с помощью масштаба изобразить в более крупном виде мельчайшие детали, например болтик или винтик.
Итак, зачем нужен масштаб в этом случае? С его помощью можно более удобно, наглядно и детально изобразить мелкий элемент. В этом случае в записи происходит обратное: первое число будет больше, чем второе, и запись 100:1 будет звучать примерно следующим образом: 100 метрических единиц изображения соответствует одной единице действительного размера.Несколько разъясняющих примеров
Для чего нужен масштаб, что он показывает в случае изображения меньшего объекта, которое получается в итоге на бумаге? Опять-таки, мы имеем точное соотношение размеров изображения детали и реального объекта. Вспомним тот же масштаб 100:1. Получается, что в сотне миллиметров на рисунке лишь один миллиметр реального размера. Если ширина какой-то детали составляет на рисунке 500 миллиметров, реальная ее ширина всего лишь 5 миллиметров.
Если же вспомнить о первом случае, об изображении на листке меньшей копии большого объекта, масштаб 1:100 будет значить, что в одном миллиметре на рисунке содержится 100 миллиметров истинного габарита. Итого, если длина какого-то объекта составляет 80 миллиметров на чертеже или карте, в действительности длина объекта будет 8000 миллиметров. Наглядный пример того, для чего нужен масштаб и какое это удобное изобретение человечества.
Главное в использовании масштаба – это сразу запомнить, что первое число относится к изображению, а второе - к реальному размеру объектов. Чтобы в дальнейшем не путаться, для закрепление этих основ в школах проводят практические занятия по географии, для того чтобы дети несколько раз объясняли и вычисляли размеры реальных объектов с помощью атласа. То же самое происходит и на уроках черчения.
Подведем итоги
Для чего нужен масштаб? Ответ на этот вопрос состоит из трех моментов, которые нужно просто запомнить:
- Первое – масштаб необходим для изображения больших объектов на удобной для обозрения поверхности.
- Второе – масштаб нужен для того, чтобы изобразить маленькие объекты в более крупном размере.
- Третье – масштаб нужен для того, чтобы иметь возможность точного определения размера реального объекта, независимо от его исходной величины, малой или большой.