Актриса цирка, кино, театра и телевидения, она запомнилась всем советским детям и взрослым веселой и озорной клоунессой с вкусным псевдонимом Ириска. Ее звали Ирина Асмус. Родившись перед началом Великой Отечественной войны, девочка не выбрала своей профессией спасение жизней после пережитых трудных лет, а сохранила в себе запал нести людям радость и дарить улыбки. Но в реальности у известной артистки все закончилось весьма трагично. В Гомеле во время выступления актриса погибает на глазах переполненного циркового зала.
Выбор профессии
Девочка с детства хотела вживаться в роли, но не могла определиться с выбором зрителя, а точнее, сцены. Ей были близки цирк, кино, театр. Ирина Асмус первоначально планировала поступать в хореографическое училище и даже сдала туда экзамены. Но маленький рост талантливой девочки стал помехой в этом начинании.
У того времени были свои особенности. В середине 50-х советский цирк был очень популярным. И артистичная Ирина, мечтавшая о большой сцене, покорила другую приемную комиссию исполнением песни и танца. Этот фурор стал билетом в ряды студентов Государственного училища циркового и эстрадного искусства.
В 1958 году выходит на телеэкраны фильм-сказка «Новые похождения кота в сапогах», где в списке играющих роль - Ирина Асмус, актриса. Это стало началом ее фильмографии.
Первая арена
По окончании училища девушка стала работать в цирке. Как говорят ее друзья, она была талантлива и бесстрашна. Могла на скакалке попрыгать, под куполом цирка крутиться, по проволоке пройти и даже мужественно сесть за руль мотоцикла. Став цирковым артистом, она отдала предпочтение выступлениям в жанре эквилибристики.
Вообще все номера, исполняемые артистами на арене, опасны. Даже, казалось бы, потешные и безобидные обезьяны представляют угрозу человеку, ведь они звери. То есть риск повсюду.
А тут у Ирины сложный номер, требующий балансировки и внимательности. На одной из тренировок она получает травму, как позже выяснится, это был знак судьбы, предупреждающий о том, что ей не стоит работать под куполом. Заключение врачей – необходимость в отказе от последующих выступлений.
Ленинградский театр
На этом моменте читатель подумает: «О, театр. Наверное, Ирина — это бабушка известного современного киноинтерна? Тоже играла в театре, гены, так сказать, передала Кристине». Однако нет, Асмус Ирина Павловна и Кристина Асмус – это два талантливых, не связанных родственными связями человека.
Но речь сейчас не об этом, а о том, как судьба привела Ирину в театр. После того как пришлось расстаться с цирковым искусством, девушку не покидает мысль о сцене, и она поступает в студию театра юного зрителя в Ленинграде. Внешние данные определили ее амплуа. Она стала играть роли подростков и юношей. Вскоре стало понятно, что студентка может освоить не только травести-жанр, но и неплохо вживаться в трагические и комедийные роли.
Перейдя в театр имени Комиссаржевской, Ирина получила роли из таких произведений, как «Золушка», «Принц и нищий», «Ромео и Джульетта». Ленинградские газеты начинают восхвалять талант Асмус, присваивая ей статус ведущей актрисы.
И снова цирк
Говорят, если хоть раз поработать в цирке, то уже не захочется оттуда уходить. Так и Ирина Асмус всегда пыталась быть близкой к арене. Работая в театре в период новогодних каникул и детских мероприятий, Ирина совмещала две работы. Она отпрашивалась из театра и с удовольствием участвовала в цирковых выступлениях на Фонтанке.
Незнайка, Старуха Шапокляк, Волька из «Старика Хоттабыча» — это персонажи новогодних представлений, в которых вживалась Ирина Асмус. Дети тогда еще не знали, что через пару лет она станет их любимой клоунессой из телевизора.
Играя в театре и бегая работать в цирк, она не переставала думать о манеже. Арена манила ее, и девушка приняла роковое решение – вернуться в цирк на постоянной основе, оставив работу в театре.
Псевдоним
Сейчас, читая биографию известной актрисы-клоунессы, можно встретить ее сладкое вымышленное прозвище «Ириска». Оно к ней прикрепилось по возвращении в цирк. Александр Володин, драматург и товарищ Ирины по театру, увидев ее снова в цирке, спросил: «Ириска, а ты что здесь делаешь?».
Как раз по псевдониму и можно сравнить двух талантливых однофамилиц. Дело в том, что Ирина Асмус и Кристина Асмус обе имеют вымышленные фамилии. У современного телеинтерна настоящая фамилия – Мясникова.
Цирковые дети уважительно обращались к коллеге, называя ее Ириской Павловной – вежливо и ласково одновременно.
«Вот вам стол, а вот скамейка...»
С таких слов начиналась излюбленная передача советских детишек. Смысл телепрограммы заключался в обучении девчонок и мальчишек алфавиту. Делался сюжет на каждую букву, которую дети изучали с клоунами. Первая группа учеников состояла из театралов, а вторая, в которую вошли Левушкин, Шамшадинов, Довгань и Асмус, складывалась из цирковых актеров.
Образ клоуна Ириски был похож на Пеппи Длинныйчулок: рыжие волосы, две косички, смешно торчащие в разные стороны, мальчишеская кепка, комбинезон и веснушки. Лидерами передачи стали Клепа с Ириской. Благодаря идее обучать клоунов алфавиту и прекрасной игре актеров «АБВГДейка» завоевала всесоюзную популярность. Слава ведущих затмевала даже известных артистов. Так в 37 лет Ирина получила всенародную любовь.
Современным детишкам вряд ли знакома Ирина Асмус, а но на тот момент каждая советская семья знала клоуна Ириску. Сейчас ее фамилия лишь вызывает ассоциации с актрисой, играющей в «Интернах» Варю, и многие задают вопрос: «Ирина Асмус и Кристина Асмус – родственники?».
Одновременно с работой в телепередаче у учеников продолжалась деятельность в цирке. Бывало, едва успевали актеры снять клоунский грим, как снова приходилось бежать на следующие съемки. В таком режиме проработали артисты 8 лет, пока в 1986 году не утвердили новый состав участников программы.
Дети, муж
О личной жизни Ирины очень мало информации. Известно, что она была замужем три раза. Первый супруг – актер Александр Хочинский, известный по фильму «Бумбараш». Второй муж – инспектор манежа, и третий, Михаил Сычев, – цирковой артист.
У Ирины есть сын – Андрей Асмус. В данный момент работает оператором на торжественных мероприятиях и проживает в Санкт-Петербурге. Отчество у него Михайлович, но Михаил Сычев в одном из интервью, сказал, что он - не родной отец. Известно, что когда сыну было 19 лет, он служил в Гомеле. Наверное, желание увидеться с ребенком и привело артистку в белорусский цирк, где произошел трагический случай.
Образ в цирке
Клоунов-женщин в мире практически нет. Потому как профессия обязывает создавать ситуации, в которых бы над человеком смеялись. Это сложная работа – быть смешным и не вызывающим к себе жалость клоуном. Ирина Асмус умела веселить публику, не унижая себя. Это и было высоким чувством юмора и иронии.
Она на арене не рвала на себе одежду, не мазала лицо и не кувыркалась, как предусматривала профессия, но в ее номерах присутствовали цирковые элементы с юмором. Образ у нее оставался тот же, что и в шоу «АБВГДейка». Все понимали, что это женщина-клоун в штанах.
Репризы придумывала себе сама. И, конечно же, они были женского характера. Существовал номер, где она выходила на арену в образе элегантной девушки, танцевала и постепенно нагружала себя пакетами, сумками, и с каждым дополнительным багажом ее внешний вид начинал портиться, рвалось платье и т. д. Мораль репризы заключалась в высмеивании обыденности советских женщин, которые шли домой с работы, неся кучу сумок, и тем самым теряли свой хрупкий, нежный образ.
Клоунесса Ирина Асмус была сама собой и одновременно каждым из сидящих в зале зрителей. Поэтому и существовала любовь публики к Ириске. Кстати, зрители, приходя на концерты с ее участием, кидали на арену конфеты и цветы.
Последние гастроли
На клоунаде Ирина не остановилась, ей все же хотелось полетать над куполом цирка. В репертуаре девушки появляется номер с элементами эквилибристики – «Танец на абажуре», в финале которого Ириска совершает прыжок вниз головой при помощи машинки вращения.
Итак, 1986 год, популярность Ириски сумасшедшая после участия в телепередаче, репризы Асмус любит публика, но вот в состав команды, которую руководство цирка набирает для зарубежных гастролей, Ирина не попадает. Добившись поездки в Белоруссию, артистка собирается ехать выступать в Гомель. Там она исполняет свой «Танец на абажуре», в финале которого вращательная машинка ломается и погибает на глазах у всех зрителей Ирина Асмус. Биография талантливой женщины на этой печальной истории заканчивается. Последнее возвращение в цирк для Ириски стало роковым.