Советский цирк: страницы истории

Большинство из тех, кто был рожден в СССР, нисколько не сомневались, что советский цирк – самый лучший во всем мире. Именно наши иллюзионисты самые «волшебные», клоуны – смешные, а дрессировщики и акробаты – отважные и смелые. Поход в цирк был большим праздником как для взрослых, так и для детей.

Советский цирк шапито
Но советское цирковое искусство возникло не на пустом месте. О том, как развивался советский цирк, расскажем в этой статье.

История русского циркового искусства

Еще во времена Киевской Руси в нашей стране были заложены первые «семена» циркового искусства, о чем свидетельствуют фрески в киевском Софийском соборе, датируемые 1070–1075 годами. На них изображены соревнования лошадей и кулачные бои, эквилибристы с шестами. В те далекие времена такие искусники, как бродячие акробаты и поводыри медведей, скоморохи и жонглеры, выступали на городских площадях, ярмарках и народных гуляниях, удивляя и веселя людей. Расцветом дела скоморохов на Руси были XV-XVI века.

Благодаря стараниям царя Петра I в XVIII веке в столице и крупных городах начала формироваться светская жизнь и стали появляться гастролирующие европейские циркачи, что способствовало стремительному развитию циркового искусства.

Временем расцвета русского цирка считается XIX век.

советский цирк
Именно в это время проходит множество балаганных ярмарочных представлений с участием силачей и гимнастов, жонглеров и акробатов, танцоров и фокусников, а также артистов других жанров. С выступления в ярмарочных балаганах началась артистическая карьера братьев Никитиных и Дуровых, а также многих других. Важной вехой в развитии русского цирка было открытие первых каменных зданий: в Санкт-Петербурге, на набережной Фонтанки, в 1877-м, в Москве, на Цветном бульваре, в 1880-м.

Возникновение советского цирка

После октябрьских событий 1917 года произошли значительные изменения в судьбе и истории русского циркового искусства. Большевики, проводя культурную революцию, предоставили цирку государственную поддержку и сделали его мощным идеологическим инструментом, посредством которого оказывалось воздействие на народные массы. Важное влияние на развитие советского цирка оказал декрет «Об объединении театрального дела», подписанный в августе 1919 года Ульяновым-Лениным. Согласно этому документу все цирковое и театральное имущество подлежало национализации. Однако дело продвигалось довольно медленно, и к 1922 году отечественный цирк состоял всего из двух государственных московских.

артисты советского цирка
Затем довольно быстро, всего за три года, еще 15 цирков в разных советских городах стали государственными. Первым из них был открытый на Нижегородской ярмарке советский цирк-шапито. Затем были национализированы, отремонтированы и начали давать представления цирки в Ленинграде, Твери, Ростове-на-Дону, Орле, Киеве, Иваново-Вознесенске, Казани, Туле. Большинство представляемых номеров были иностранными, так как собственных артистических кадров не хватало, да и уровень их подготовки оставлял желать лучшего. Для решения проблемы в 1926 году были организованы курсы циркового искусства, впоследствии ставшие техникумом, где и обучались первые артисты советского цирка.

Артисты советского цирка

Становление

В конце 1920 - начале 1930 годов на отечественных цирковых аренах появилось много новых номеров, подготовленных с учетом изменившихся идеологии и мировоззрения зрителей. После выхода в 1936 году фильма о зрелищном искусстве в советский цирк пришло поколение вдохновленных и жаждущих славы молодых артистов. Именно на это время пришелся первый пик популярности великого клоуна Карандаша (М. Н. Румянцев), появились великолепные номера воздушных гимнастов Валентины и Михаила Волгиных, Семена Басты, поражали своим мастерством канатоходцы братья Свирины и Павел Тарасов. Можно смело утверждать, что в тридцатые-сороковые годы XX века советский цирк выработал уже свой неповторимый и легко узнаваемый стиль.

Война и послевоенные годы

Цирковая арена воспитывает в артистах любого жанра такие качества, как выносливость и выдержка, отвага и настойчивость в достижении цели. Все они проявились в тяжелых военных условиях. Маршал Черняховский не случайно охарактеризовал цирковых артистов как людей стального характера.

Клоуны советского цирка

Советский цирк во время Великой Отечественной войны претерпел большой урон. В результате бомбежек были разрушены многие здания, но даже в самые тяжелые годы войны советское правительство принимало меры для поддержки циркового искусства.
Становились летчиками, десантниками, саперами, артиллеристами мастера арены. На второй день войны ансамбль наездников, возглавляемый М. Тугановым, вместе с лошадьми влился в кавалерийский корпус Доватора. Оставшиеся артисты продолжали выступления в составе артистических бригад, дававших концерты на линии фронта и в госпитальных палатах, на вокзалах и в военкоматах. Большой популярностью пользовались как у бойцов, так и у рабочих сатирические номера, которые демонстрировали клоуны советского цирка Михаил Николаевич Румянцев (Карандаш), Борис Вяткин, Константин Берман.

Многие из артистов погибли на фронтах, а те, кто выжил, в послевоенные годы вместе с молодыми кадрами стали восстанавливать и развивать цирковое искусство, признанное впоследствии лучшим в мире.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 6
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.