Античные боги, которым посвящены многочисленные произведения древности и более поздних эпох, когда о них заходит речь, представляются красивыми и статными, взрослыми и умудренными опытом. Однако в мифологии Древней Греции описано рождение и детство многих из них. Для почитавших их людей в далекие времена боги не всегда представали в привычном для нас образе. Так, миф «Рождение Зевса» рассказывает о появлении на свет великого громовержца, ставшего во главе бессмертных жителей горы Олимп. Образ юного повелителя молний и грома занимает столь же значительное место в античном наследии, что и его взрослая ипостась.
Происхождение громовержца
Если обратиться к истории не мифологической, то предков Зевса стоит искать сразу в нескольких культурных традициях. Происхождение имени бога, согласно исследованиям ученых, индоевропейское. Означает оно «ясное небо», «свет», «день». Многие качества и свойства Зевса позволяют считать, что традиционный его образ сложился под влиянием других, более ранних культур.
Самые древние из обнаруженных свидетельств о поклонении громовержцу датируются XV–XIII вв. до нашей эры. На глиняных табличках, где описывается жизнь бога, приведено и повествование о его появлении на свет и детстве.
Источники
Античный миф «Рождение Зевса» встречается в нескольких вариантах и довольно часто излагается разными авторами, что свидетельствует о его важной роли в культуре той эпохи. Источниками деталей повествования для исследователей являются тексты греческих мыслителей, датируемые VIII в. до нашей эры – II в. нашей эры. Множество нюансов мифа, изначально содержавшихся в наиболее древних вариантах повествования, встречаются во времена раннего христианства (II–V вв. нашей эры) на страницах трудов писателей, старавшихся изобличить несуразность и бесполезность языческих верований. По прошествии многих веков попытка их тщательного анализа и выявления несостыковок привела не к забвению, а к сохранению большого числа сказаний.
Миф «Рождение Зевса» встречается и на уже упомянутых глиняных табличках. Некоторые детали культа Зевса-ребенка исследователи обнаруживают на различных памятниках художественной культуры античности. Это изображения на керамике, монетах и так далее.
Миф о рождении Зевса: краткое содержание
Громовержец был сыном титанов Крона (Кроноса) и Реи. Отец Зевса опасался, что ему уготована та же участь, какая постигла Урана (Крон оскопил своего отца Урана, который возвращал родившихся детей в лоно своей супруги Земли-Геи). Крон приказал жене приносить ему всех новорожденных и пожирал своих детей. Рея, беременная Зевсом, решила перехитрить супруга.
Уран и Гея посоветовали ей спрятаться на острове Крит. Там, в пещере, Рея родила будущего громовержца. Зевса оставили на Крите. За ним присматривали нимфы Идея и Адрастея. Они поили малыша молоком козы Амалфеи и кормили медом, что приносили им пчелы. У пещеры стояли куреты, полубоги и защитники новорожденного. Они громко били мечами в щиты каждый раз, когда Зевс начинал плакать, чтобы никто не узнал о его местонахождении.
Варианты
Миф «Рождение Зевса» известен и в несколько иных вариантах. Согласно одному из них, Рея произвела на свет великого бога в области Ликтос и затем спрятала на горе Дикте. По другой версии, Зевс родился на горе Ликее.
Для того чтобы Кронос не стал искать младшего сына, Рея принесла ему камень, завернутый в пеленки. Титан не ожидал от жены обмана и не понял, что произошло. Когда же Зевс вырос, пришло время исполниться пророчеству.
Олимпийцы
По прошествии некоторого времени Зевс стал красивым и сильным мужчиной. Он пожелал отомстить отцу за страдание матери, братьев и сестер. В течение десяти лет он сражался с Кроном, но в конце концов победил. Зевс заставил его отрыгнуть своих братьев и сестер. На свет из чрева титана вышли Посейдон, Аид, Гера, Деметра и Гестия. Как повествуют мифы «Рождение Зевса», Олимп стал излюбленным местом пребывания молодых богов. С тех пор в честь горы их стали называть олимпийскими.
Кронос и другие титаны были низвергнуты и заключены в Тартар. Гера стала супругой Зевса, покровительницей жен и рожениц. Деметра начала повелевать полями, урожаем и плодородием, а Гестия — домашним очагом. Аиду во владение досталось подземное царство мертвых, а Посейдону — океаны, моря и реки. Зевс встал во главе богов-олимпийцев.
Значение
Как и все сюжеты, наполняющие мифы Древней Греции, рождение Зевса интересно исследователям не только с художественной точки зрения. Повествование о появлении на свет и детстве громовержца помогает лучше понять смысловую нагрузку образа бога, его роль в культе древней эпохи. Миф «Рождение Зевса», кроме того, добавляет определенный материал, необходимый для понимания происхождения греческих ритуальных традиций. В нем можно заметить следы влияния других культур, последствия взаимодействия нескольких разных этносов.
Миф о рождении Зевса, краткое содержание которого приведено в статье, таким образом, представляет собой источник знаний об античной культуре. Внимательное прочтение его поможет многое узнать о мифологических и ритуальных традициях Древней Греции, пролить свет на взаимодействие разных по своему происхождению мотивов и сюжетов. В таком понимании детство и юность богов становится неотъемлемой и важной частью в процессе интерпретации их образов, понимания сути ритуального поклонения и почитания.