Вертолеты в современном мире имеют большое значение. И не только в военной сфере, но и в народном хозяйстве: транспортировка грузов, перевозка людей на дальние объекты, куда обычным автотранспортом не добраться. Также вертолеты применяются при возведении и монтаже крупных объектов. И при этом интересен вопрос, а с какой скоростью летит вертолет? И какие вертолёты являются самыми быстрыми?
Ка-50
Вертолет "Черная акула" сразу бросается в глаза. И в этом ему помогает не только необычный внешний вид, но и несущие винты. Их два. И выполнены они по соосной схеме. Благодаря этому винты расположены один над другим, и вращение их происходит в противоположные стороны.
Такая схема позволила конструкторам машины отказаться от рулевого винта в хвостовой части. Отсутствие рулевого винта позволило повысить надежность машины в боевых условиях. Кроме этого, двухвинтовая схема позволила уменьшить площадь несущих винтов.
Такая схема повысила маневренность машины. Кроме способности двигаться вбок и назад со скоростью до 100 км/ч, боевая машина способна и выполнять фигуры высшего пилотажа – "мертвую петлю" и "боевую воронку".
Кроме отличных летных характеристик, которыми обладает этот вертолет, скорость "Черной акулы" превышает 400 км/ч!
Ка-52
Такие замечательные характеристики не помешали тому, что в 2009 году производство Ка-50 было прекращено. Основным моментом для принятия такого решения стала критика одноместной схемы. На основе "Черной акулы" было решено разработать его двухместную модификацию - Ка-52.
Такое решение было обусловлено тем, что на вертолете установлен комплекс оптико-электронного и радиолокационного разведывательного оборудования.
Именно для управления этим комплексом и понадобился второй член экипажа. Для этих целей кабина вертолета была переработана. Теперь другой член экипажа стал размещаться рядом с пилотом боевой машины, и при этом скорость вертолета в 4 раза стала выше крейсерской скорости автомашины.
Боевой вертолет Ми-28Н "Ночной охотник"
Интересен также и боевой вертолет под прозвищем "Ночной охотник". Это современнейший ударный вертолет МИ-28Н.
Основные задачи, которые способна выполнять эта машина:
- Огневая поддержка сухопутных войск.
- Борьба с танками противника.
- Огневая поддержка десантно-штурмовых соединений.
- Уничтожение воздушно-десантных сил.
- Уничтожение малоскоростных низколетящих целей.
Таков обширный список задач, которые способен выполнять этот вертолет. Скорость его может достигать 300 км/ч. При этом крейсерская скорость составляет 265 км/ч.
В экспортном варианте эта боевая машина имеет индекс МИ-28НЭ "Ночной охотник". И для этой задачи вертолет прошел глубокую модернизацию:
- Оснащение новой авионикой.
- Наличие приборов ночного видения.
- Обновленные средства навигации.
Обновленная версия носит обозначение Ми-35. Он теперь обладает по-настоящему революционной бортовой электроникой, которая объединена в бортовой комплекс БРЭО-28. Мозгом комплекса являются две дублируемые вычислительные машины "Багет – 53-15".
Основные достоинства нового оборудования:
- Прибор оснащен многочисленными сенсорами, которые облегчают пилотирование, в том числе в ночных условиях.
- Результат выводится на экран в виде многофункциональных индикаторов.
- Позволяет решать задачи прицеливания как в дневное, так и в ночное время и при различных метеоусловиях.
Обладая высокими летно-техническим характеристиками, которые, кстати, позволяют выполнять и фигуры высшего пилотажа, Ми-28Н" Ночной охотник" был включён в состав легендарной вертолетной пилотажной группы "Беркут".
Вертолёт Ми-24
Ми-24 на первый взгляд кажется тяжелым и неповоротливым. Но тем не менее этот вертолет прошел испытания при военных действиях в Африке. Также в Афганистане эта боевая машина стала символом тех боевых действий.
В боевом применении это достаточно быстрый вертолет. Скорость, которую он может достигать, – 335 км/ч. При экипаже из двух человек, с несущим винтом диаметром 17,5 м, крейсерская скорость составляет 270 км/ч. При таких данных Ми-24 можно смело причислить к одному из самых стремительных боевых вертолетов.
При этом надо учесть, что вертолеты были приняты на вооружение еще в 1970 году и построены по классической одновинтовой схеме. Несущий винт пятилопастный, трехшарнирный. И рулевой – трехлопастный.
Проектировщиками было уделено особое внимание боевой живучести вертолета. Для этого, кроме бронирования кабины и капотов двигателя, предусмотрен при повреждении одного из двигателей автоматический перевод второго двигателя на взлетный режим.
С 1970 по 1989 г. серийно было изготовлено 2570 таких машин.
Кроме военной кампании в Афганистане, этот вертолет успел себя проявить в обоих Чеченских конфликтах. А также в локальных как на территории СНГ (в Нагорном Карабахе и в Южной Осетии), так и за рубежом. Ми-24 принимали участие в операциях в Югославии и Сьерра-Леоне, где особенно оценили то, что вертолет летит со скоростью почти 340 км/ч.
"Чёрный ястреб"
По скорости Сикорский UH-60 "Блэк Хок" ("Чёрный ястреб") медленнее, чем Ми-24.
В 1976 году были проведены оценочные испытания, и армия США выбрала фирму "Сикорский" для поставок этих вертолетов на вооружение. Было выделено 83,4 млн долларов на производство первой партии из 15 машин серии UH-60 "Блэк Хок".
На основе UH-60 развернуто создание целой серии вертолетов различного назначения. Также он попал на вооружение армии США, на замену вертолета Bell UH-1. Различные модификации этого вертолета были поставлены не только для нужд армии, но и экспортированы в 21 страну.
Летные характеристики позволили повысить скорость полета вертолета. При крейсерской 282 км/ч предельно допустимая скорость "Ястреба" может достигать 361 км/ч, с учетом практической дальности полета вертолета 584 км.
"Ястреб" нашел свое применение как в боевых целях, так и в поисково-спасательных работах. В армии США он используется в качестве штабного вертолета.
Спецвертолеты
Сейчас в России начинает развиваться и малая авиация. Так, во Владивостоке закупили для нужд медицинской авиации вертолеты Eurocopter AS-350B3e.
На новые машины санавиации установили:
- дефибриллятор;
- аппарат искусственной вентиляции легких;
- инфузорный насос;
- электрический аспиратор.
Также спасательные машины оборудованы комплектом транспортных шин и оборудованы носилками.
Скорость вертолета - 240 км/час и при этом на одной заправке он способен пролететь 4 часа, что в условиях края позволяет ему преодолеть расстояние из одного конца в другой.
WestlandLynx
Машины британского производства WestlandLynx, или "Рысь", также оказался в списке как самый быстрый серийный вертолет. Причем тут надо отметить, что когда машина первый раз поднялась в воздушное пространство в 1971 году, стандартная скорость составляла 260 км/ч.
А уже к 1986 г. вертолет прошел модернизацию, в ходе которой увеличили мощность двигателя на 40%, и ему поставили другие специальные лопасти.
Проведенная модернизация значительно улучшила вертолет. Скорость возросла в 1,5 раза от прежней. Теперь ее показатель - 400,9 км/ч. При этом топлива хватает на 280 км, при взлетной массе 4875 кг.
В военных условиях вертолет способен вместить 9 бойцов и нести вооружение из 8 противотанковых ракет с проволочным наведением. Также вертолет был оборудован бортовым пулеметом 1 x 7,62 mm Minigun, управляет которым штатный дверной стрелок.
Современные тенденции
Современные реалии таковы, что для дальнейшего развития российского вертолетостроения требуется перенос производства на территорию РФ.
Так, была произведена замена украинской силовой установки Аи-98 на отечественную модель ТА-14. В наше время ведутся работы над модификацией вертолета Мм-8АМТШ-В. Это позволит использовать вертолет в тяжелых условиях Арктики. Также в планах российских вертолетостроителей к 2020 году намечено занять 20% рынка. При этом постоянно наращивается скорость вертолета. В час винтокрылые машины способны преодолевать всё большие расстояния на одной заправке.
Такие задачи, которые ставит перед собой российская авиапромышленность, позволят не только сохранить ведущие позиции в мире на этом рынке, но и расширить его за счет увеличения номенклатуры производимых вертолетов.