Дети - большая радость для родителей, которые ждут их появления. С приходом их в этот мир мамы и папы стараются обеспечить малышей всем, чем только могут: питанием, одеждой, обувью, полноценным развитием. Конечно, на пути формирования личности встречается много проблем, одной из которых является речевое развитие.
Речь формируется в первые три года жизни ребенка. У каждого этот процесс происходит индивидуально - некоторые не испытывают трудностей, а некоторые детки никак не могут научиться правильно говорить. Проблемы с речью в последнее время встречаются у деток все чаще. Это зависит от того, как протекает беременность, роды и занимаются ли родители с малышом.
Для чего делается логопедический массаж?
Не все связывают развитие речи и массаж. Некоторые относятся скептически к такому методу формирования звуков и слов. Но не нужно приуменьшать его значение для ребенка. В последнее время детки часто рождаются с повышенным тонусом мышц. Это влияет на их развитие в целом и на подвижность тканей. От этого страдают также мышцы лица, губ, становится малоподвижным язык, у него нет нужной гибкости. Массаж логопедический помогает расслабить щеки, губы, язык, лицо, чтобы была возможность правильно формировать произношение звуков. Кроме того, он способствует размягчению тканей, их гибкости и правильной артикуляции.
Задачи проведения такого массажа
При правильном проведении с помощью этой манипуляции можно достичь больших успехов. Конечно, должны проводиться и упражнения с логопедом при проблемах формирования речи. Плюс этой манипуляции заключается также в том, что ее можно осуществлять и дома. Массаж делается для решения следующих задач:
- коррекция произношения звуков, когда они не соответствуют правильному звучанию, например, если ребенок не может научиться говорить шипящие или звук "р";
- когда необходимо улучшить состояние голоса - для этого необходимы медицинские показания;
- нормализация речевого дыхания - иногда ребенок не может правильно произнести слово из-за сбивчивого дыхания;
- уменьшение эмоционального напряжения;
- коррекция проблем с заиканием, дизартрией, ринолалией, нарушением голоса;
- увеличение тонуса мышц голосового аппарата и ротовой полости, когда нет необходимого напряжения для произношения звуков;
- уменьшение гиперсаливации (усиленного слюноотделения);
- укрепление рефлекса глотки при говорении;
- улучшение артикуляции.
Логопедический массаж в домашних условиях также может осуществлять эти задачи. При правильном обучении основным движениям, благодаря усиленному труду, мамы вместе с детками достигают максимальных результатов.
Показания к манипуляции
Массаж логопедический не осуществляется просто так. Отзывы родителей свидетельствуют о его результативности в преодолении определенных трудностей развития ребенка. Для его применения есть конкретные показания, которые обусловлены некоторыми состояниями.
- Нарушение голоса - это расстройство его функции, которое может иметь разные причины: физиологические и психологические. Оно проявляется в недостаточной силе голоса, постоянном першении, усталости при говорении, боли, возникновении "кома" в горле.
- Дизартрия - логопедическая и неврологическая проблема, при которой у ребенка нарушено произношение и артикуляционный аппарат.
- Заикание - нарушение речи, которое проявляется в частом повторении или длительном произношении звуков, слогов, слов. Также это может быть нерешительность в речи, остановки.
- Необходимость ускорить результаты работы логопеда. Обычно это бывает перед школой, когда родители поздно обратились с серьезными проблемами к специалисту.
- Постоянное слюноотделение.
- Слабый или повышенный тонус мышц артикуляционного аппарата.
В этих случаях массаж лица и ротовой полости необходим. В остальных логопедических проблемах его можно делать, если нет противопоказаний.
Есть ли противопоказания к нему?
К основным противопоказаниям относятся:
- Инфекционные заболевания в острой форме. Массаж логопедический в этом случае не делается, так как ребенок плохо себя чувствует, и ему может быть больно.
- Болезни кожи. Манипуляция также может вызвать болезненные ощущения и ухудшить состояние ребенка.
- Конъюнктивит.
- Гингивит.
- Герпес, стоматиты. Логопедический массаж лица может допускаться при условии применения его облегченной формы и отсутствии проникновения в ротовую полость инструментами.
- Увеличение лимфоузлов, а также сильная пульсация сонной артерии.
Условия для проведения логопедического массажа
Любая манипуляция с ребенком, обучающая или лечебная, должна проводиться в условиях, приемлемых для него. Для проведения массажа первоначально необходима консультация врача и определение дефекта речи логопедом. Затем назначаются конкретные приемы расслабления или тонизирования мышц шеи, туловища, мимики и артикуляционного аппарата.
Логопедический массаж в домашних условиях проводить целесообразнее, так как дети лучше воспринимают знакомое окружение. Помещение необходимо проветрить, длительность всего массажа в первые несколько дней составляет не больше 10 минут. Затем время увеличивается постепенно до 25 минут. Массаж проводится 2-3 раза в неделю, и должно быть применено не менее 10-15 процедур. Родители отмечают положительную динамику уже после 4-5-й процедуры. Все зависит от серьезности поражения нервной системы и развитости мышц лица.
Чтобы проводить логопедический массаж для детей в домашних условиях, необходимо приготовить некоторые средства:
- массажное масло;
- стерильные перчатки (если он делается грудничкам);
- защитная маска (при подозрении на наличие вирусной инфекции у массажиста).
Перчатки и маска также необходимы при массировании слизистых оболочек ротовой полости.
Массаж логопедический для рук
Нервные окончания на пальчиках очень тесно связаны с состоянием внутренних органов. Поэтому некоторые логопеды советуют начинать логопедический массаж для детей именно с ручек, тем более что он не имеет противопоказаний. Отзывы родителей свидетельствуют о том, что детки с радостью воспринимают массирование пальчиков. Но это нужно делать по определенным правилам:
- массаж следует начинать с мизинчика, массировать необходимо, начиная от ногтя до основания пальчика, проделать так с каждым суставчиком несколько раз;
- несколько раз нужно надавить на каждую подушечку пальцев, сначала слабо, потом сильнее;
- массирование ладошки по типу "сороки-белобоки";
- проделать несколько раз спиральку от края ладошки, заканчивая ее в центре;
- если есть дома, нужно взять резиновый мячик с шипами, затем поводить им аккуратно от запястий к пальчикам;
Как массажировать язычок?
Логопедический массаж языка уже требует некоторой подготовки массажиста. Сначала необходимо расслабить мышцы шейного, нижнечелюстного отдела, плечевого пояса. Это необходимо для того, чтобы мышцы корня языка также стали расслабленными. Все они тесно связаны между собой. Все движения должны быть направлены от кончика языка к его корню.
Иногда можно столкнуться со спазмами в горле при массировании. В этом случае логопедический массаж языка для детей начинается с массирования только кончика, чтобы он находился внутри ротовой полости. Затем можно постепенно выводить язычок за пределы губ, увеличивая площадь массирования.
Основные движения:
- взять кончик языка и покачивать его в разные стороны, вперед, назад;
- большим пальцем поглаживать язык, при этом указательным пальцем другой руки поддерживать его снизу, все движения идут от центра к периферии и от кончика к корню;
- сверху захватить язык большим пальцем, указательным и средним укрепить его снизу, в таком положении потирать поверхность по обе стороны от центра;
- затем переходят к вибрации: захватывается кончик, немного потряхивается вверх и вниз, немножко похлопывается поверхность языка.
Логопедический массаж языка делается при условии устранения проблемы со слюноотделением. Для этого существует также несколько приемов.
- Жевание с запрокинутой головой.
- Ребенок должен научиться глотать слюну с первого раза, не накапливая ее во рту.
- Вращать язычок в районе губ с открытым и закрытым ртом, потом с первого раза сглатывать слюну.
Массаж губ
Как делать логопедический массаж губ? В нем нет ничего сложного. Одни и те же движения здесь повторяются много раз - до 50. Их нужно менять по направлению. Основные действия:
- у правого крылышка носика и губ нужно поставить указательный и средний палец, сделать несколько круговых движений, то же повторить и на левой стороне;
- два указательных пальца установить посредине под нижней губой, потом над верхней, в таком положении пальцев сделать круговые движения в разных направлениях;
- та же постановка пальцев, проделывание пощипываний в этой области;
- потом пощипать тремя пальцами вокруг губок ребенка.
Комплекс таких действий необходимо повторить 2-3 раза за один сеанс массажа.
Логопедический массаж ложками
Этот метод также является результативным в процессе формирования речи ребенка. Ребенок заинтересован в проведении такого массажа. Основные упражнения включают в себя такие действия:
- разминка губ - поглаживание горками ложек нижней и верхней губы;
- круговые движения обратной стороной кухонной принадлежности по губкам;
- неглубокие нажатия кончиками ложки на протяжении всех носогубных складок;
- скребущие движения кончиками этого предмета по нижней и верхней губе;
- частые нажатия концами ложки по губам;
- разминка круговыми движениями ложки жевательных и подбородочных мышц.
Массаж при дизартрии
При этом нарушении речи массаж необходим, так как есть потребность воздействия не только на мышцы, но и на нервные окончания. Именно поэтому он охватывает большую площадь для проведения манипуляций. Когда необходимо провести логопедический массаж при дизартрии, ребенок раздевается до половины, ложится на стол, и массажист делает разминку всей спинки, живота и выше. В случае такого серьезного отклонения процедуру должен проводить только квалифицированный специалист. Он знает, какие движения делаются, их очередность, на что они направлены, и может справиться с непредсказуемыми ситуациями (например, судорогами или спазмами).
Ритуал окончания логопедического массажа
Особое внимание специалисты уделяют тому, как заканчивается логопедический массаж. Отзывы родителей подтверждают, что для настроя ребенка на продолжение такой манипуляции важно уметь ее заканчивать.
После проделывания массирующих движений нужно ласкать и хвалить малыша за терпение и послушание. Можно немножко поиграть с ним. После такого взаимодействия малыш уже не станет бояться следующей процедуры, и он сам будет подставлять язычок.